Рабочая программа учебного предмета «Литература» 8 класс, базовый уровень на 2023-2024 учебный год

Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней
отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и
вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её
обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять
«чужие»
аргументированно оценивать их;

тексты

интерпретирующего

характера,

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами
других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или
под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,
реферат, проект).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 час)

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего
народа.
Устное народное творчество (2 часа)
Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни.
Частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении
Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных
преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
(развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 часа)
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра
Невского» (фрагменты).
Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. Действительные и
вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности
поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие
как жанр литературы (начальное представление). Сатирическая повесть как жанр
древнерусской литературы (начальное представление).
Из литературы XVIII века (3 часа )
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема
воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в
драматическом произведении
Из литературы XIX века (36 час)
И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен.
Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра.
Образ Ермака Тимофеевича.
А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе.
Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка
природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье…».
Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября».
Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном
произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и
автора.
«Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая правда и
художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа

Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера и взглядов героя. Швабрин антигерой. Маша Миронова – нравственная красота героини.
Пугачёв и народное восстание в произведении и в историческом труде Пушкина.
Народное восстание в авторской оценке. Четыре встречи Пугачёва и Гринёва
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия,
эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как
романтический герой. Образ монастыря и природы в поэме, их роль в произведении.
Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные
представления), романтическая поэма (начальные представления).
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания
комедии и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы
сатирического изображения чиновников. Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие
о « миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. Художественные
особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии.
Специфика гоголевской сатиры.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие
представлений).
Н.В.Гоголь. Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря
Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Мечта и
реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно –
политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на
бесправии народа
Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.
Теория литературы Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия
(начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на
чиновничество. Защита беззащитных. Деталь как средство создания образа в рассказе
Л.Н.Толстой. «После бала». Социально – нравственные проблемы в рассказе Главные
герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков
героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа
Теория литературы. Художественная деталь Антитеза (развитие представлений).
Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева,
А.А.Фета, А.Н.Майкова
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
Теория литературы Психологизм художественной литературы.
Из литературы XX века ( 21 час)
Русские поэты о Родине, родной природе.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти,
надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер
рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства
Теория литературы Герой-повествователь (развитие представлений).
Из зарубежной литературы (4 часа)

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и
Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не
блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии
Ж. – Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и
невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство
Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм (развитие понятий).
В.Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные
герои и события. История, изображённая «домашним» образом.
Повторение (1 час)
Обобщение. Итоговый контроль.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школ с.Карагаево
муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан

«Рассмотрено»
на заседании ШМО
Протокол №
От__ от «__»___2023 года
Председатель ШМО
______________
Г.А.Утяганова

«Утверждаю»
Директор
МОБУ СОШ с.Карагаево
__________ Ахтямова Л.Н.
Приказ
№__от «__» ___2023 г

Календарно-тематическое планирование
по литературе

Класс – 8
Учитель – Галиакбарова А. Ф.
Количество часов: всего – 68 ч., в неделю 2 ч.

2023-2024 уч.год

Календарно-тематическое планирование
Литература 8 класс
№
п/п

Дата
план

Дата
факт

Название результата/темы

Колво
часов

Примечание

1

4.09

2

6.09

3

11.09

4
5

13.09
18.09

6

20.09

7

25.09

8

27.09

9

2.10

10

4.10

11

9.10

12

16.10

13

18.10

14

23.10

15

25.10

16

8.10

17

13.10

18

15.10

19
20

20.10
22.10

21

27.10

Введение (1ч.)
Русская литература и история
Устное народное творчество (2ч)
В мире русской народной песни (лирические,
исторические песни)
Предания как исторический жанр русской
народной прозы
Из древнерусской литературы (2ч)
«Житие Александра Невского» (фрагменты)
«Шемякин суд» как сатирическое
произведение 17 века
Из литературы 18 века (3ч)
Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и
нравственная проблематика комедии
Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые
характеристики персонажей как средство
создания комической ситуации
Р.Р.Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка
к домашнему письменному ответу на один из
проблемных вопросов
Из литературы 19 века (36 ч)
И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812
года
К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как
романтическое произведение
Вн.чт. А.С. Пушкин. «История Пугачева»
(отрывки)
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как
реалистический исторический роман
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ
главного героя.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система
образов романа.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»:
нравственный идеал Пушкина в образе Маши
Мироновой.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ
предводителя народного восстания и его
окружения
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»:
особенности содержания и структуры.
Р.Р. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»:
подготовка к письменному ответу на один из
проблемных вопросов.
А.С. Пушкин. «19 октября», «Туча».
Вн.чт. А.С. Пушкин. «Я помню чудное
мгновенье…» и другие стихотворения о любви
и творчестве.
Контрольная работа №1 по творчеству А.С.
Пушкина.

1
1
1

1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

1

22

29.10

23

4.12

24

6.12.

25

11.12

26

13.12

27

18.12

28
29

20.12
25.12

30

27.12

31

10.01

32

15.01

33

17.01

34

22.01

35

24.01

36

29.01

37
38

31.01
5.02

39

7.02

40

12.02

41

14.02

42

19.02

43
44

21.02
26.02

45
46

28.02
4.03

47

6.03

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как
романтическая поэма.
М.Ю Лермонтов. «Мцыри»: образ
романтического героя.
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности
композиции поэмы.
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к
письменному ответу на один из проблемных
вопросов
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальноисторическая комедия.
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на
чиновничью Россию.
Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова
Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция
комедии
Р.Р. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к
письменному ответу на один из проблемных
вопросов
Н.В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие
реализации темы «маленького человека».
Н.В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский
текст».
Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.
Лермонтова и Н.В. Гоголя.
Вн.чт. И.С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и
герои, образ повествователя в рассказе
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного
города» (отрывок): сюжет и герои.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного
города» (отрывок): средства создания
комического.
Н.С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои.
Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и
поэтика.
Л.Н. Толстой. «После бала»: проблемы и
герои.
Л.Н. Толстой. «После бала»: особенности
композиции поэтика рассказа
Контрольная работа №3 по творчеству М.Е.
Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н.
Толстого.
Поэзия родной природы в русской литературе
19 века.
А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии)
Вн.чт. А.П. Чехов. «Человек в футляре»
Из русской литературы 20 века (21 ч.)
И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви.
А.И. Куприн. «Куст сирени»: история
счастливой любви.
«Поговорим о превратностях любви»

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

48

11.03

49

13.03

50

18.03

51

20.03

52

1.04

53

3.04

54

8.04

55

15.04

56

17.04

57

22.04

58

24.04

59
60

29.04
6.05

61

8.05

62

13.05

63

15.05

64
65

20.05
22.05

66
67

68

Контрольная работа №4 по рассказам А.П.
1
Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.
А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»:
1
история и современность.
С.А. Есенин. «Пугачев» как поэма на
1
историческую тему.
Р.Р. Образ Емельяна Пугачева в народных
1
преданиях, произведениях Пушкина и
Есенина.
И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к
1
творчеству.
М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и
1
фантастика.
М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и
1
фантастика.
Вн.чт. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие
1
рассказы.
Вн.чт. М.М. Зощенко. «История болезни» и
1
другие рассказы.
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»:
1
человек и война.
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ
1
главного героя.
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: особенности1композиции поэмы.
Стихи и песни о Великой Отечественной
1
войне.
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня
1
нет»: картины военного детства, образ
главного героя.
РР.П. Астафьев. «Фотография, на которой
1
меня нет». Автобиографический характер
рассказа..Р.
Русские поэты о родине, родной природе
1
(обзор).
Поэты русского зарубежья о родине.
1
К/Р №5 Итоговая по русской литературе.
1
Из зарубежной литературы (3 ч)
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»
1
Вн.чт. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во
1
дворянстве» Вн.чт. В.Скотт. «Айвенго» (обзор
с чтением отдельных сцен)
Итоговое повторение
1
Литература и история в произведениях,
изученных в 8 классе.


Наверх

Соглашение об использовании сайта

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34740) 2-57-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».