Рабочая программа по биологии 8 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Карагаево
«РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО»
на ШМО учителей естественноматематического цикла.
Руководитель ШМО
_______/Ф.А.Шаймуратова/
Протокол № 1_

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МОБУ СОШ
с.Карагаево
________/ Л.Н.Ахтямова /
Приказ №157
От«30
___» ___08___ 2023 г.

от «30»____08____2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
для учащихся 8 класса МОБУ СОШ с.Карагаево составлена по «Программе
для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы, - М.:ООО
«Русское слово - учебник» / авт.-сост. Н.И.Романова, С.Н.Новикова.
Составитель программы: Утяганова Л.М
Количество часов по программе:
8 класс- 68 часа

2023 год.

Планируемые результаты
Изучение биологии в 8 классе даёт возможность достичь следующих УУД:
Личностные:
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные
ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный
опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на
мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных
ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным
предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим
интересам.
• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки,
обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а
так же близких людей и окружающих.
• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на
поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и
прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение
оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую
модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, сложные приборы, компьютер).
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные
средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы
действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков
я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне
для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных
предметах учебного материала.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать
удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Предметные:
характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и
постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном
организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на
организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь
эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их
биологическом источнике и социальном смысле).

– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и
объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов
выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении
функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней
среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание,
выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее
постоянства (гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире,
и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной
системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной
смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать
себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических
основ в природе человека и т.п.);
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в
социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы,
сохраняющие и разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций
организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха,
правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.

Содержание курса.
Наука о человеке. 3 ч
Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Биологическая
природа человека. Расы человека. Происхождение и эволюция человека.
Антропогенез.
Общий обзор организма человека. 4 ч
Строение организма человека. Уровни организации организма человека.
Ткани. Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения
тканей организма человека» Строение организма человека. Органы. Системы
органов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Гомеостаз.
Нейрогуморальная регуляция.
Опора и движение. 7ч
Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Скелет
человека. Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет
конечностей и их поясов. Строение и функции скелетных мышц. Работа
мышц и её регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы.
Травматизм. Обобщающий урок по теме «Опора и движение»
Внутренняя среда организма. 4ч
Состав внутренней среды организма и её функции.
Состав крови. Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического
строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»
Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.
Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Вакцинация.
Кровообращение и лимфообращение. 4 ч

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.
Сосудистая система, её строение. Лимфообращение.
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.
Обобщающий урок по теме «Кровообращение и лимфообращение»
Дыхание. 5 ч
Дыхание и его значение. Органы дыхания.
Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Обобщающий урок по теме «Дыхание»
Питание. 6 ч
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.
Пищеварение в ротовой полости.
Пищеварение в желудке и кишечнике.
Всасывание питательных веществ в кровь.
Регуляция пищеварения. Гигиена питания.
Обобщающий урок по теме «Питание»
Обмен веществ и превращение энергии. 5 ч
Пластический и энергетический обмен.
Ферменты и их роль в организме человека.
Витамины и их роль в организме человека.
Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.
Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и превращение энергии»
Выделение продуктов обмена. 3 ч
Выделение и его значение. Органы мочевыделения.
Заболевания органов мочевыделения.
Покровы тела.

3ч

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.
Болезни и травмы кожи.
Гигиена кожных покровов.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. 8 ч

Железы внутренней секреции и их функции.
Работа эндокринной системы и её нарушения.
Строение нервной системы и её значение.
Спинной мозг.
Головной мозг.
Вегетативная нервная система, её строение.
Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.
Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности»
Органы чувств. Анализаторы. 4 ч
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.
Слуховой анализатор, его строение.
Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.
Вкусовой и обонятельный анализатор.
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. 6 ч
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы.
Память и обучение. Виды памяти.
Врождённое и приобретённое поведение.
Сон и бодрствование.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Обобщающий урок по теме «Психика и поведение человека. Высшая нервная
деятельность»
Размножение и развитие человека.

4ч

Особенности размножения человека.
Органы размножения. Оплодотворение.
Беременность и роды.
Рост и развитие ребёнка после рождения.
Социальная и природная среда человека.
Окружающая среда и здоровье человека.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений
осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.


Наверх

Соглашение об использовании сайта

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34740) 2-57-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».