Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Карагаево «РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО» на ШМО учителей естественноматематического цикла. Руководитель ШМО _______/Ф.А.Шаймуратова/ Протокол № 1_ «УТВЕРЖДЕНО» Директор МОБУ СОШ с.Карагаево ________/ Л.Н.Ахтямова / Приказ №157 От«30 ___» ___08___ 2023 г. от «30»____08____2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Биология» для учащихся 8 класса МОБУ СОШ с.Карагаево составлена по «Программе для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы, - М.:ООО «Русское слово - учебник» / авт.-сост. Н.И.Романова, С.Н.Новикова. Составитель программы: Утяганова Л.М Количество часов по программе: 8 класс- 68 часа 2023 год. Планируемые результаты Изучение биологии в 8 классе даёт возможность достичь следующих УУД: Личностные: • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: – с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. • Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. • Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать: – риск взаимоотношений человека и природы; – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни. Метапредметные: Регулятивные УУД: • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. • В ходе представления проекта давать оценку его результатам. • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Познавательные УУД: • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала. • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. Коммуникативные УУД: • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Предметные: характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека. – объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме; – объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм; – использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле). – выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности; – характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки; – объяснять биологический смысл разделения органов и функций; – характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме; – объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов; – характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма; – объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности; – характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза); – объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств; – характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы; – объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти; – объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.); – характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум). – называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье; – понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций); – выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия; – оказывать первую помощь при травмах; – применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены; – называть симптомы некоторых распространенных болезней; – объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков. Содержание курса. Наука о человеке. 3 ч Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Биологическая природа человека. Расы человека. Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Общий обзор организма человека. 4 ч Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Ткани. Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» Строение организма человека. Органы. Системы органов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция. Опора и движение. 7ч Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и её регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Обобщающий урок по теме «Опора и движение» Внутренняя среда организма. 4ч Состав внутренней среды организма и её функции. Состав крови. Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)» Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Вакцинация. Кровообращение и лимфообращение. 4 ч Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сосудистая система, её строение. Лимфообращение. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Обобщающий урок по теме «Кровообращение и лимфообращение» Дыхание. 5 ч Дыхание и его значение. Органы дыхания. Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Обобщающий урок по теме «Дыхание» Питание. 6 ч Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Обобщающий урок по теме «Питание» Обмен веществ и превращение энергии. 5 ч Пластический и энергетический обмен. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме человека. Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и превращение энергии» Выделение продуктов обмена. 3 ч Выделение и его значение. Органы мочевыделения. Заболевания органов мочевыделения. Покровы тела. 3ч Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. 8 ч Железы внутренней секреции и их функции. Работа эндокринной системы и её нарушения. Строение нервной системы и её значение. Спинной мозг. Головной мозг. Вегетативная нервная система, её строение. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности» Органы чувств. Анализаторы. 4 ч Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор, его строение. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Вкусовой и обонятельный анализатор. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. 6 ч Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Память и обучение. Виды памяти. Врождённое и приобретённое поведение. Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной деятельности человека. Обобщающий урок по теме «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность» Размножение и развитие человека. 4ч Особенности размножения человека. Органы размножения. Оплодотворение. Беременность и роды. Рост и развитие ребёнка после рождения. Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека. Лабораторные и практические работы Строение клеток и тканей. Строение и функции спинного и головного мозга. Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия. Микроскопическое строение крови человека и лягушки. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления. Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.