РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 7-8 классы

Планируемые результаты освоения учебного предмета
биология
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне
основного общего образования должно обеспечивать
достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
отношение к биологии как к важной составляющей
культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в
развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
готовность к конструктивной совместной деятельности при
выполнении исследований и проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции
нравственных норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности
человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
понимание роли биологии в формировании эстетической
культуры личности.
Ценности научного познания:
ориентация
на
современную
систему
научных
представлений об основных биологических закономерностях,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании
научного мировоззрения;

развитие научной любознательности, интереса к биологиче ской науке, навыков
исследовательской деятельности. Формирование культуры здоровья:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям со циальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании
анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть
направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни издоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных

признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и
бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и
превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах);
•
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека
от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
•
классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
•
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных
(на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни
человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,
видообразования и приспособленности;
•
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов
человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и
систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и
классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и
ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
•
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
•
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
•
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
•
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
•
анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
•
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
•
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
•
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания
и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
•
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Содержание программы – 6 класс (35ч)
Введение (1 ч)
Что изучает наука биология, какие науки входят в состав биологии, что они изучают.
Какое значение имеет классификация растительных организмов.
Основные понятия: биология; ботаника; зоология; микология; микробиология;
систематика; вид; царства: Растения, Бактерии, Грибы.
Раздел 1. Общая характеристика царства растений (2 ч)
Каковы особенности строения и жизнедеятельности растительного организма:
питание, дыхание, обмен веществ, рост и развитие, размножение, раздражимость;
основные систематические единицы царства Растения: вид, род, семейство, класс
и отдел (критерии, на основании которых они выделены); главные органы цветкового
растения: корень, стебель, лист, цветок; разнообразие жизненных форм растений:
деревья, кустарники и травы; какое влияние оказывают факторы среды на растения.
Основные понятия: единицы систематики: вид, род, семейство, класс, отдел; органы
цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок; жизненные формы растений:
деревья,
кустарники, травы.
Раздел 2. Клеточное строение растений (3 ч)
Какие приборы используют для изучения клеток; чем световой микроскоп отличается
от электронного; какие вещества входят в состав клетки и каково их значение; какие
типы тканей формируют организм растения.
Основные понятия: увеличительные приборы: лупа (штативная, ручная), световой
микроскоп, электронный микроскоп; растительная клетка: плазматическая мембрана,
клеточная стенка, цитоплазма, ядро с ядрышком, митохондрии, вакуоли, пластиды
(хлоропласты, хромопласты, лейкопласты);
неорганические вещества: вода, минеральные соли; органические вещества: белки,
жиры, углеводы; ткани растений: образовательная, покровная, механическая,
основная, проводящая.
Лабораторные работы: Увеличительные приборы. Строение растительной клетки.
Химический состав клетки. Ткани растений.
Персоналии: Р. Гук.
Раздел 3. Строение и функции органов цветкового растения (17 ч)
Какое строение имеет семя однодольного и семя двудольного растений; какие
условия необходимы для прорастания семян; какие правила необходимо соблюдать
при посеве семян; какое строение имеет корень; какие известны виды корней и
типыкорневых систем; какие функции выполняют различные зоны корня; какие
функции выполняют видоизмененные корни; каково строение и значение побега;
каким образом листья располагаются на побеге; какие функции выполняют почки;
каково значение и внутреннее строение листа; какие листья
называют простыми, а какие сложными; Какие известны типы жилкования листьев;
как протекает процесс фотосинтеза, какое значение имеет воздушное питание
растений в природе; как происходит процесс дыхания у растений; какие структуры
растений участвуют в испарении влаги; каково внутреннее строение стебля; какое
значение имеет стебель в жизни растения; какие известны видоизменения побегов;
каковы причины листопада; что такое фотопериодизм; каково строение и значение
цветка; какие растения называются однодомными и двудомными; какие бывают
соцветия и какое значение они имеют; как происходит опыление растений; чем
отличаются насекомоопыляемые растения от ветроопыляемых; как происходит
двойное оплодотворение у растений; как осуществляется распространение плодов и
семян; как окружающая среда влияет на растительный организм.

Основные понятия: семя: зародыш, семядоли, эндосперм, семенная кожура; корень;
виды корней: главный, боковые, придаточные; типы корневых систем: стержневая,
мочковатая; зоны корня: деления, роста, всасывания, проведения; видоизменения
корней: дыхательные, прицепки, корнеплоды, подпорки, корнеклубни; побег: стебель
(узел,
междоузлие),
почки,
листья;
побеги:
прямостоячие,
ползучие,
приподнимающиеся, вьющиеся; листовая мозаика; листорасположение: очередное,
супротивное, мутовчатое, прикорневая розетка; почка: вегетативная, генеративная;
почка: верхушечная, боковая; лист: листовая пластинка, черешок; листья: простые,
сложные; жилкование листьев: сетчатое, дуговое, параллельное; хлорофилл; устьица;
видоизменения листьев: хвоя, колючки, чешуйки; стебель: сердцевина, древесина,
камбий, луб, кора (пробка, кожица); годичные кольца; видоизменения побегов:
надземные (столоны, усики, колючки), подземные (корневища, клубни, луковицы);
листопад; фотопериодизм; цветок: главные части (тычинки, пестики), околоцветник
(лепестки, чашелистики); растения: однодомные, двудомные; цветки: обоеполые,
раздельнополые; соцветия: простые (колос, кисть, корзинка, зонтик, початок, головка,
щиток), сложные (сложный колос, сложный зонтик, метелка); опыление:
самоопыление, перекрестное; растения: ветроопыляемые, насекомоопыляемые;
двойное оплодотворение; плоды: сочные, сухие, односемянные, многосемянные
(ягода, костянка, орех, стручок, боб, коробочка, зерновка, семянка).
Лабораторные работы: Строение семян. Строение корневого волоска. Строение и
расположение почек на стебле. Строение листа. Внутреннее строение побега.
Строение цветка. Типы
плодов.
Раздел 4. Основные отделы царства растений (7 ч)
Какое строение имеют водоросли, какова их среда обитания, какое значение они
имеют в природе и хозяйственной деятельности человека; как появились первые
наземные растения; какие растения являются споровыми; какие растения являются
семенными; как происходит смена поколений у споровых растений; каковы
прогрессивные черты семенных растений по сравнению соспоровыми; в чем отличие
однодольных растений от двудольных; какие семейства растений относятся к классу
Двудольные; какие семейства растений относятся к классу Однодольные; какое
значение имеют различные семейства растений для хозяйственной деятельности
человека.
Основные понятия: подцарство Низшие растения (Водоросли): отдел Зеленые
водоросли, отдел Красные водоросли, отдел Бурые водоросли; спора; хроматофор;
риниофиты; спорангии; подцарство Высшие растения: отдел Моховидные, отдел
Плауновидные,
отдел
Хвощевидные,
отдел
Папоротниковидные,
отдел
Голосеменные, отдел Покрытосеменные (цветковые); ризоиды; сорус; гаметофит;
спорофит; заросток; фитонциды; класс Двудольные: семейство Пасленовые,
семейство Розоцветные, семейство Крестоцветные, семейство Сложноцветные,
семейство Бобовые; класс Однодольные: семейство Злаки, семейство Лилейные;
формула цветка; селекция; центр происхождения;
эволюция;
Лабораторные работы: Строение зеленых водорослей. Строение мха. Внешнее
строение споровых растений. Строение ветки сосны. Строение шиповника. Строение
пшеницы.
Персоналии: Николай Иванович Вавилов.
Раздел 5. Царство Бактерии. Царство Грибы (3 ч)
Какое строение и форму имеют клетки бактерий; чем спора бактерии отличается от
спор папоротников и грибов; какие типы дыхания и питания характерны для
бактерий; какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека; какое
строение имеют клетки представителей царства Грибы; как устроено тело гриба;

наиболее известные представители царства Грибы: одноклеточные, многоклеточные;
лишайники; каково значение грибов и лишайников в природе и жизни человека;
каков состав и структура природных сообществ; каковы причины смены
фитоценозов; какие меры принимает человек для охраны редких и исчезающих видов
растений.
Основные понятия: бактерии; форма бактериальной клетки: кокк, бацилла, вибрион,
спирилла; аэробные бактерии, анаэробные бактерии; гетеротрофный тип питания,
автотрофный тип питания; бактерии сапрофиты, симбионты, паразиты;
грибы: грибница (мицелий), гифы, плодовое тело; шляпочные грибы: пластинчатые,
трубчатые; плесневые грибы; ядовитые и съедобные грибы; грибы-паразиты;
лишайники; биоценоз (сообщество); биогеоценоз; фитоценоз; ярусность; смена
фитоценозов; редкие и исчезающие виды растений.
Лабораторные работы:
Строение грибов.
Резерв (1ч)
Содержание программы – 7 класс (35ч)
Введение (5 ч)
Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют отнести животных к
отдельному царству живой природы; как устроена клетка животных; какие ткани
формируют организм животных, и какое строение они имеют; какие органы и системы
органов обеспечивают целостность организма животного; каково значение
представителей царства Животные в природе и жизни человека; каковы принципы
современной классификации животных, какие основные таксоны выделяют ученые.
Основные понятия: биология; зоология; животные; животная клетка: клеточная
мембрана, цитоплазма, ядро с ядрышком, митохондрии, аппарат Гольджи, клеточный
центр; ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная; системы органов:
опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная,
половая, нервная; систематические единицы царства Животные: вид, род, семейство,
отряд, класс, тип.
Глава 1. Подцарство Одноклеточные животные (2 ч)
Каковы особенности строения и жизнедеятельности простейших организмов; какие типы
выделяют в подцарстве Одноклеточные; какое значение имеют простейшие в природе и
жизни человека.
Основные понятия: простейшие: саркожгутиковые (амеба, эвглена зеленая, вольвокс),
инфузории (инфузория-туфелька); клетка; органоиды передвижения: ложноножки,
реснички, жгутики; циста; порошица; клеточный рот, глотка; светочувствительный глазок;
сократительная вакуоль; микро- и макронуклеус; колониальные формы; малярия.
Глава 2. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Какие особенности строения характерны для многоклеточных животных; как устроены
наиболее просто организованные многоклеточные, относящиеся к типу
Кишечнополостные, каковы особенности их жизнедеятельности; какое значение имеют
кишечнополостные в природе и жизни человека.

Основные понятия: многоклеточные; двухслойные животные; кишечнополостные:
гидроидные (пресноводная гидра), сцифоидные (медузы), коралловые полипы; лучевая
симметрия тела; кишечная полость; эктодерма; энтодерма; клетки: стрекательные, кожномускульные, промежуточные, нервные, чувствительные, железистые, пищеварительномускульные; рефлекс; регенерация; почкование.
Глава 3. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 ч)
Какие особенности характерны для червей; каковы особенности строения и
жизнедеятельности представителей плоских, круглых и кольчатых червей; чем
организация червей сложнее, чем организация кишечнополостных; какое значение имеют
черви, относящиеся к разным типам в природе и жизни человека; профилактика
заражения червями паразитами.
Основные понятия: черви; плоские черви: ресничные (белая планария), сосальщики
(печеночный сосальщик), ленточные (бычий цепень); круглые черви (почвенная нематода,
аскарида); кольчатые черви: малощетинковые (дождевой червь), многощетинковые
(пескожил), пиявки; трехслойные животные; мезодерма; кожно-мускульный мешок;
полость тела: первичная, вторичная; щетинки; развитие со сменой хозяев; паразитический
образ жизни; гермафродизм, обоеполость.
Глава 4. Тип Моллюски (2 ч)
Какие особенности характерны для животных типа Моллюски; как устроены системы
органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у червей; какое
значение имеют моллюски, относящиеся к разным классам в природе и жизни человека.
Основные понятия: моллюски: брюхоногие моллюски (прудовик, виноградная улитка),
двустворчатые моллюски (мидия, перловица), головоногие моллюски (кальмар,
осьминог); асимметричные животные; мантийная полость; животные-фильтраторы.
Глава 5. Тип Членистоногие (4 ч)
Какие особенности характерны для животных типа Членистоногие; как устроены системы
органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у моллюсков; как
происходит размножение и развитие членистоногих; какое значение имеют
членистоногие, относящиеся к разным классам в природе и жизни человека.
Основные понятия: членистоногие: ракообразные (речной рак, лангуст, креветка,
циклоп), паукообразные (паук, скорпион, клещ), насекомые; двусторонняя симметрия
тела; сегментированное тело; членистые конечности; хитиновый покров; конечности:
бегательные, прыгательные, плавательные, копательные; ротовые аппараты; грызущие,
сосущие, лижущие, смешанные; развитие с превращением: полное превращение, неполное
превращение; энцефалит; хищные насекомые; насекомые-вредители сельского хозяйства;
насекомые-наездники и яйцееды.
Глава 6. Тип Хордовые (4 ч)
Какие особенности характерны для животных типа Хордовые; как устроены системы
органов этих животных: бесчерепных и черепных (позвоночных); чем организация их
строения сложнее, чем у моллюсков и членистоногих; как происходит размножение и
развитие хордовых; Каковы особенности строения и жизнедеятельности рыб; какое

значение имеют хордовые, относящиеся к бесчерепным животным и надклассу Рыбы в
природе и жизни человека.
Основные понятия: хордовые: бесчерепные (ланцетник), черепные (рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); внутренний скелет; головной и спинной мозг;
замкнутая кровеносная система (наличие сердца); жаберные щели в глотке; обтекаемая
форма тела; плавники; боковая линия; наружное оплодотворение; двухкамерное сердце;
лентовидные почки; икра; рыбы: морские, пресноводные, проходные; классы рыб:
Хрящевые, Двоякодышащие, Кистеперые, Костно-хрящевые, Костистые.
Глава 7. Класс Земноводные (2 ч)
Какие особенности характерны для животных класса Земноводные; как устроены системы
органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у рыб; какие
особенности позволяют им обитать как в водной, так и в наземно-воздушной среде; как
происходит размножение и развитие амфибий; каково происхождение земноводных; какое
значение имеют земноводные в природе и жизни человека.
Основные понятия: земноводные (амфибии): бесхвостые (лягушки, жабы), хвостатые
(тритоны, саламандры), безногие (червяги); голая, влажная кожа; перепонки между
пальцами конечностей; глаза с веками на бугорках; наружное оплодотворение; икра;
головастики; клоака; трехкамерное сердце; легкие; лабораторные животные; стегоцефалы.
Глава 8. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)
Какие особенности характерны для животных класса Пресмыкающиеся; как устроены
системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у
земноводных; какие особенности позволяют им менее зависеть от воды и заселять
засушливые территории; как происходит размножение и развитие рептилий; как
появились рептилии, от кого произошли; какое значение имеют пресмыкающиеся в
природе и жизни человека.
Основные понятия: пресмыкающиеся (рептилии): чешуйчатые (ящерицы, змеи),
черепахи, крокодилы; кожа, покрытая чешуйками; внутреннее оплодотворение; яйца в
скорлупе или кожистой оболочке с запасом питательных веществ; ребра; трехкамерное
сердце с неполной перегородкой в желудочке; разделение полушарий переднего отдела
мозга (зачатки коры); древние рептилии.
Глава 9. Класс Птицы (3 ч)
Какие особенности характерны для животных класса Птицы; как устроены системы
органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у пресмыкающихся;
какие особенности позволяют им заселять территории, независимо от климатических
условий; как происходит размножение и развитие птиц; от кого произошли птицы; какое
значение имеют птицы в природе и жизни человека.
Основные понятия: птицы; теплокровность; четырехкамерное сердце; перьевой покров;
легкие и легочные мешки; клоака; кора головного мозга; приспособленность к полету:
крылья, полые кости, отсутствие зубов, двойное дыхание, интенсивный обмен веществ,
недоразвитие правого яичника, откладывание яиц; археоптерикс, протоавис; гнездование;
птицы: оседлые, кочующие, перелетные; кольцевание; группы птиц: пингвины,
страусовые, типичные птицы (курообразные, гусеобразные, голуби, аистообразные,

соколообразные, совы, дятлы, воробьиные); экологические группы птиц: птицы леса,
птицы открытых пространств, птицы городских ландшафтов, птицы водоемов, птицы
болот, хищные птицы; промысловые птицы; домашние птицы (куры, утки, гуси, индейки,
цесарки).
Глава 10. Класс Млекопитающие (3 ч)
Какие особенности характерны для животных класса Млекопитающие; как устроены
системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у
пресмыкающихся и птиц; какие особенности позволяют им заселять территории,
независимо от климатических условий; как происходит размножение и развитие зверей;
от кого произошли млекопитающие; какое значение имеют звери в природе и жизни
человека.
Основные понятия: млекопитающие (звери): первозвери (яйцекладущие), настоящие
звери (сумчатые, плацентарные); теплокровность; шерсть; кожные железы;
четырехкамерное сердце; диафрагма; дифференциация зубов (резцы, клыки, коренные);
альвеолярные легкие; развитие коры полушарий головного мозга (извилины); внутреннее
оплодотворение (вынашивание детеныша в матке); отряды плацентарных зверей:
Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие,
Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматы; иностранцевия;
домашние млекопитающие: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, свиньи, пушные
звери, домашние питомцы.
Глава 11. Развитие животного мира на Земле (1 ч)
Что такое эволюция; в каком направлении шли эволюционные преобразования животного
мира; какие существуют доказательства эволюции; какой вклад внес Ч.Дарвин в развитие
представлений об эволюции органического мира; каковы основные этапы эволюции
животного мира.
Основные понятия: эволюция; палеонтология; сравнительная анатомия; эмбриология;
рудименты; атавизмы; наследственность; изменчивость; естественный и искусственный
отбор.
Персоналии: Ч. Дарвин.

Содержание программы – 8 класс (70ч)
Тема 1. Место человека в живой природе (4 ч)
Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют отнести человека к
царству Животные; какое место занимает вид Человек разумный в современной системе
живой природы; какие науки занимаются изучением организма человека; когда появились
и кто были предки современного человека; какие человеческие расы известны; какими
особенностями отличаются друг от друга представители разных рас.
Основные понятия: анатомия; физиология; гигиена; антропология; Место человека в
системе живой природы: тип Хордовые, класс Млекопитающие, отряд Приматы,
семейство Люди, род Человек, вид Человек разумный; рудименты; атавизмы;
австралопитеки, Человек умелый, древнейшие люди (архантропы), Человек

прямоходящий, древние люди (палеоантропы), неандертальцы, современные люди
(неоантропы), кроманьонцы; расы: европеоидная, монголоидная, негроидная; расизм,
национализм.
Тема 2. Общий обзор организма человека (4 ч)
Каковы особенности строения клетки животного организма; каков химический состав
клеток тела человека; какие функции выполняют неорганические и органические
вещества в клетке; какое строение имеют ткани организма человека; какие разновидности
различных типов тканей выделяют; чем отличаются понятия «система органов» и
«аппарат органов»; какие органы входят в состав систем и аппаратов органов человека;
что обеспечивает функционирование организма человека как единого целого.
Основные понятия: неорганические вещества: вода, минеральные соли; органические
вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты; клетка: наружная мембрана,
цитоплазма; органоиды: эндоплазматическая сеть (ЭПС), рибосомы, аппарат Гольджи,
лизосомы, митохондрии, клеточный центр, ядро; жизнедеятельность клетки: обмен
веществ и энергии, раздражимость, возбуждение, рост, развитие; деление клетки: митоз,
мейоз; ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная; орган;
физиологическая система органов; аппарат органов; полости тела; внутренние органы;
уровни организации организма: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый,
органный, системный, организменный; гомеостаз; саморегуляция.
Лабораторные работы: «Типы тканей и их функции»
Тема 3. Регуляторные системы организма (12 ч)
Какие системы организма регулируют его работу; чем отличаются нервная и
гуморальная регуляции; как классифицируют нервную систему по местоположению и по
выполняемым функциям; на какие группы делятся железы и какие функции они
выполняют; как устроен головной и спинной мозг человека, какие функции они
выполняют; какие заболевания возникают в следствие нарушений в работе нервной
системы и желез внутренней и смешанной секреции.
Основные понятия: гуморальная регуляция: гормоны; нервная регуляция: нервные
импульсы; нервная система: соматическая, вегетативная; рефлекс; рефлекторная дуга;
нейрогуморальная регуляция; железы: внешней секреции, внутренней секреции,
смешанной секреции; гиперфункция и гипофункция железы; гипофиз; эпифиз;
щитовидная железа; паращитовидные железы; надпочечники; поджелудочная железа;
половые железы; гипофизарные карлики; гипофизарный гигантизм; акромегалия;
кретинизм; микседема; базедова болезнь; сахарный диабет; нервная система: центральная,
периферическая; кора; ядра; нервные волокна; нервное сплетение; нервные узлы;
возбуждение; торможение; нейроны: чувствительные, исполнительные, вставочные;
рефлексы: соматические, вегетативные; безусловные, условные; рефлекторная дуга;
рецепторы; спинной мозг; вещество:
серое, белое; нервные пути: восходящие,
нисходящие; спинномозговые нервы; функции спинного мозга: рефлекторная,
проводниковая; головной мозг: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг,
промежуточный мозг (таламус, гипоталамус); большие полушария; кора: древняя, старая,
новая; вегетативная нервная система: парасимпатическая, симпатическая; режим дня;
фенилкетонурия; синдром Дауна; врождённые заболевания.
Лабораторные работы: «Коленный рефлекс человека», «Строение головного мозга»
Тема 4. Опора и движение (7 ч)

Каково строение опорно-двигательного аппарата человека; какие функции выполняют
скелет и мускулатура; каково строение костей и мышц, какими тканями образованы эти
органы; какие вещества входят в состав костей; в чем отличие скелета человека от скелета
других млекопитающих и с чем это связано; на какие группы делят мышцы, каковы
особенности их строения; каково значение тренировки для сохранения здоровья; как
правильно оказывать первую помощь при травмах.
Основные понятия: вещество кости: губчатое, компактное; кости: трубчатые,
губчатые, плоские, смешанные; соединения костей: неподвижное, полуподвижное,
подвижное; череп: мозговой отдел, лицевой отдел; позвоночник; грудная клетка; скелет
верхних конечностей: скелет плечевого пояса, скелет свободной конечности; скелет
нижних конечностей: скелет тазового пояса, скелет свободной конечности; Мышца:
брюшко, фасция, сухожилие; мышцы головы: жевательные, мимические; мышцы шеи;
мышцы туловища: спины, груди, живота; мышцы конечностей: верхних, нижних;
возбудимость; сократимость; двигательная единица мышцы; синергисты, антагонисты;
тренировочный эффект; гиподинамия; атрофия мышц; утомление; отдых: активный,
пассивный; работа: статическая, динамическая; гигиена труда; травма; шок; травматизм;
растяжение; вывих; ушиб; переломы: закрытые, открытые; первая помощь; рахит;
тренировка; производственная гимнастика; осанка; остеохондроз; сколиоз; плоскостопие.
Лабораторные работы:
«Определение крупных костей в скелете человека при
внешнем осмотре», «Определение основных групп мышц человека при внешнем
осмотре», «Утомление при статической и динамической работе»
Лабораторный опыт: «Химический состав костей»
Тема 5. Внутренняя среда организма (3 ч)
Какие жидкости формируют внутреннюю среду организма; каков состав крови; какие
функции выполняют различные клетки крови; к чему приводят нарушения в работе
иммунной системы организма..
Основные понятия: внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа;
плазма; эритроциты; малокровие; тромбоциты; свёртывание крови; фибриноген; фибрин;
лейкоциты; фагоцитоз; фагоциты; лимфоциты; иммунная система; антигены; антитела;
иммунитет: гуморальный, клеточный; иммунитет: естественный, искусственный; аллергия
аллергены; тканевая совместимость; СПИД; аутоиммунные заболевания.
Лабораторные работы: «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы (4 ч)
Какое строение имеют органы кровеносной и лимфатической систем человека, в чем их
значение; какие функции они выполняют; как устроено сердце человека, в чем причина
его неутомимости; что такое автоматия сердечной мышцы; какие заболевания
развиваются при нарушениях в работе сердечнососудистой и лимфатической систем; как
правильно оказывать первую помощь при различных видах кровотечений.
Основные понятия: кровеносная система; кровоснабжение; сосуды; сердце;
предсердия, желудочки; клапаны: створчатые, полулунные; сердечный цикл; автоматия
сердца; электрокардиограмма; кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены; круги
кровообращения: большой, малый; кровяное давление; пульс; регуляция кровотока:
нервная, гуморальная; лимфообращение; нарушения артериального давления: гипертония,
гипотония; ишемическая болезнь; аритмия; кровотечения: капиллярные, венозные,
артериальные, носовые, внутренние; первая помощь при кровотечениях.

Лабораторные работы:
«Подсчет пульса до и после дозированной физической
нагрузки», «Первая помощь при кровотечениях»
Тема 7. Дыхание (4 ч)
Какое строение имеют органы дыхательной системы человека; каково значение
дыхательной системы для организма; какие заболевания возникают в следствие
нарушения работы органов дыхания, меры по их профилактике; как правильно оказать
первую доврачебную помощь при остановке дыхания.
Основные понятия: дыхание; верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости,
носоглотка, глотка; нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи; голосовой
аппарат: голосовые связки, голосовая щель; лёгкие; альвеолы; газообмен; межрёберные
мышцы, диафрагма; вдох, выдох; жизненная ёмкость лёгких; регуляция дыхания: нервная,
гуморальная; грипп; ОРВИ; аденоиды; миндалины; гайморит; фронтит; тонзиллит; ангина;
туберкулёз; флюорография; искусственное дыхание; непрямой массаж сердца.
Лабораторные работы:
дыхания»

«Дыхательные функциональные пробы с задержкой

Тема 8. Питание (6 ч)
Какое строение имеют органы пищеварительной системы человека; каково значение
пищеварения для организма; какое строение имеют зубы человека; какое значение имеют
пищеварительные железы; какие заболевания возникают в следствие нарушения работы
органов пищеварительной системы, меры по их профилактике; как правильно оказать
первую доврачебную помощь при отравлении.
Основные понятия: питание; пища: растительная, животная; питательные вещества;
пищеварение; пищеварительный канал (тракт); пищеварительные железы; ротовая
полость; зубы: резцы, клыки, коренные; зубы: молочные, постоянные; коронка; эмаль;
шейка; корень; кариес; пульпит; слюна; слюнные железы; язык; глотка; пищевод;
желудок; тонкий кишечник: двенадцатиперстная, тощая, подвздошная кишка;
поджелудочная железа; печень; желчь; переваривание; всасывание; толстый кишечник:
слепая, ободочная, прямая кишка; аппендикс, аппендицит; регуляция пищеварения
холера; брюшной тиф; дизентерия; сальмонеллёз; ботулизм; гельминтозы; пищевое
отравление; гастрит; язва; цирроз печени.
Лабораторный опыт: «Действие ферментов слюны на крахмал»
Тема 9. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)
Каковы особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
какие вещество относятся к витаминам, какое влияние на организм они оказывают; какие
группы витаминов известны, какое их количество необходимо для сохранения здоровья, в
каких продуктах они содержатся; какие нарушения обмена веществ бывают у человека;
что такое нормы питания.
Основные понятия: обмен веществ и энергии; энергетический обмен; пластический
обмен; обмен белков; обмен углеводов; обмен жиров; обмен воды и минеральных солей;
витамины; гиповитаминоз; авитаминоз; гипервитаминоз; водорастворимые витамины: С,
В, РР; жирорастворимые витамины: А, D, Е, К; нормы питания; гигиена питания;
нарушения обмена веществ: ожирение, дистрофия.
Лабораторные работы: «Определение норм питания»

Тема 10. Выделение продуктов обмена (2 ч)
Какое строение имеют органы мочевыделительной системы человека; каково значение
выделения для организма; как устроен нефрон; как идет процесс образования мочи; какие
заболевания возникают в следствие нарушения работы органов мочевыделительной
системы, меры по их профилактике.
Основные понятия: почки; мочеточники; мочевой пузырь; мочеиспускательный канал;
вещество: корковое, мозговое; нефрон; образование мочи: фильтрация, обратное
всасывание; моча: первичная, вторичная; анализ мочи; пиелонефрит; инфекционный
цистит; мочекаменная болезнь; острая почечная недостаточность; гемодиализ;
трансплантации почки.
Тема 11. Покровы тела (3 ч)
Как устроена кожа человека, какие функции она выполняет; какие железы
расположены в коже; какое строение имеют волосы и ногти человека; что такое
терморегуляция; какое значение имеет закаливание организма; как правильно ухаживать
за кожей.
Основные понятия: кожа: эпидермис, дерма, гиподерма; железы: потовые, сальные;
производные кожи: волосы, ногти; терморегуляция; закаливание; тепловой удар;
солнечный удар; ожоги; обморожения; гигиена кожи.
Лабораторные работы: «Кожное чувство»
Тема 12. Размножение и развитие (6 ч)
Что такое размножение, каково его значение для живых организмов; какие структуры
клетки отвечают за наследование признаков от родителей к потомству; какие виды
изменчивости существуют, в чем их причины; как возникают мутации, к чему они
приводят и что может спровоцировать их появление; как устроены половые системы
женского и мужского организма в связи с выполняемыми функциями, как происходит
оплодотворение; от чего зависит пол будущего ребенка; как происходит развитие ребенка
в организме матери; на какие периоды делится жизнь человека после рождения; какие
заболевания половой системы известны, их профилактика.
Основные понятия: размножение; наследственность; хромосомы; гены; гаметы;
хромосомный набор: диплоидный, гаплоидный; половые хромосомы; аутосомы; пол:
гомогаметный, гетерогаметный; ненаследственная изменчивость; наследственная
изменчивость: комбинативная, мутационная; мутагенные факторы; мутации:
соматические, генеративные; наследственные болезни: генные, хромосомные; медикогенетическое консультирование; методы дородовой диагностики; методы генетики
человека; мужская половая система; женская половая система; гаметогенез;
сперматозоиды; яйцеклетки; оплодотворение; зигота; бесплодие; внутриутробное
развитие: начальный, зародышевый, плодный периоды; имплантация; плацента; роды:
родовые схватки, потуги; врождённые заболевания; постэмбриональное развитие:
дорепродуктивный, репродуктивный, пострепродуктивный периоды; новорожденность,
грудной возраст, раннее детство, дошкольный период (первое детство), школьный период:
второе детство и подростковый возраст; половое созревание; зрелость: физиологическая,
психологическая, социальная; юношеский возраст, зрелый возраст, пожилой возраст,
старческий возраст, смерть; сифилис, трихомониаз, гонорея, ВИЧ-инфекция.
Тема 13. Органы чувств. Анализаторы (4 ч)

Какие органы чувств есть в организме человека; из каких частей состоит анализатор;
какие функции выполняют анализаторы в организме; какое строение имеют зрительный,
слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой анализаторы; какие функции в оганизме
выполняет вестибулярный аппарат.
Основные понятия: анализатор: периферический, проводниковый, центральный
отделы; ощущения; иллюзии; глазное яблоко; оболочки: белочная, сосудистая, сетчатка;
хрусталик; аккомодация; палочки; колбочки; близорукость; дальнозоркость; наружное,
среднее, внутреннее ухо; ушная раковина; наружный слуховой проход; слуховые косточки
улитка; вестибулярный аппарат; мышечное чувство; осязание: тактильная, температурная,
болевая рецепция; обоняние; вкус.
Тема 14. Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность (4 ч)
Каковы общие представления о поведении и психике человека; какие рефлексы
называются врожденными, а какие приобретенными; каковы особенности и значение сна;
какие виды внимания и памяти существуют; какова роль обучения для развития личности
человека; каково значение второй сигнальной системы человека.
Основные понятия: потребность; доминанта; поведение; психика; высшая нервная
деятельность; рефлексы: безусловные, условные; инстинкты; торможение: безусловное,
условное; сон; фазы сна: медленноволновой сон, быстроволновой сон; сновидения;
бессонница; внимание: непроизвольное, произвольное; устойчивое, колеблющееся;
рассеянность; воля; обучение; память: образная, эмоциональная, словесная;
кратковременная, долговременная; амнезия; первая сигнальная система; вторая
сигнальная система; речь: устная, письменная; внешняя, внутренняя; мышление:
абстрактно-логическое, образно-эмоциональное; воображение; сознание; эмоции:
положительные, отрицательные; эмоциональные реакции; эмоциональные отношения;
личность; интересы; склонности; задатки; способности; одарённость; темперамент:
холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик; характер.
Тема 15. Человек и окружающая среда (2 ч)
Какое влияние оказывают на организм факторы окружающей среды: природной и
социальной; как организм человека адаптируется к условиям жизни; какие факторы
нарушают здоровье человека, а какие его сберегают и укрепляют.
Основные понятия: биосфера; загрязнение атмосферы; загрязнение и перерасход
природных вод; охрана окружающей среды; природная среда; социальная среда; бытовая
среда; производственная среда; невроз; адаптации организма; стресс; аутотренинг;
здоровье; факторы, сохраняющие здоровье; факторы, нарушающие здоровье.
Заключение (2 ч)

Тематический план
№
п/п

Название раздела

1.

Общие сведения о мире животных
Экскурсия №1 «Разнообразие животных в природе»
Строение тела животных
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные
Лабораторная работа № 1. «Строение и передвижение
инфузории туфельки (простейших)».
Подцарство Многоклеточные
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые
черви.
Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя,
передвижение

2.
3.

4.
5.

Количество
часов
/рабочая
программа/
1
1
2

1
3

6

Тип Моллюски
Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин
моллюсков»

3

7

Тип Членистоногие
Лабораторная работа№ 4 «Внешнее строение насекомого»
Тип хордовых. Бесчерепные. Рыбы.
Лабораторная работа №5 «Особенности передвижения рыб,
внешнее строения».

4

8

Класс Земноводные, или Амфибии
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
Класс Птицы
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение
перьев»
Лабораторная работа № 7 « Строение скелета птицы».
Экскурсия № 2 №Птицы парка».
12
Класс Млекопитающие, или Звери
Лабораторная работа № 8 « Строение скелета млекопитающих»
13
Развитие животного мира на земле
Итоговый контроль
14
Экскурсия № 3 «Жизнь природного сообщества весной.»
Итого:
Экскурсий - 1
Лабораторных работ - 7
9
10
11

3

2
2
5

5
2
1
35ч


Наверх

Соглашение об использовании сайта

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34740) 2-57-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».