Рабочая программа по предмету Музыка для 7-8 класса

1. Планируемые результаты :
1) Личностные
в
ценностно-ориентационной
сфере:
—
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
музыкальное
искусство
во
всем
многообразии
его
видов
и
жанров;
—
принятие
мультикультурной
картины
современного
мира;
— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России, Башкортостана; осознание своей этнической
принадлежности, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание
чувства
ответственности
и
долга
перед
Родиной;
в
трудовой
сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих
задач;
—
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в
познавательной
(когнитивной,
интеллектуальной)
сфере:
—
умение
познавать
мир
через
музыкальные
формы
и
образы.
2)
Метапредметные
результаты
изучения
музыки
в
7
классе:
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием
художественного восприятия музыки;
- умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные
образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их
на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать
достигнутые результаты;
• умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление,
способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
• формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения,
информационные умения.
3) В области предметных результатов:
• в познавательной сфере
— представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
— наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать
смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;
— различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности,
специфики музыкального образа;
— различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
— описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную
терминологию;
— классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
— структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из
других источников на основе эстетического восприятия музыки;
- Освоить понятия музыкального стиля во всех его видах и проявлениях (исторический,
национальный, индивидуальный композитора – мастера, исполнительский);
- Изучить художественные стили, направления в их связях с эпохой, социальным строем и
господствующим мировоззрением в обществе;
- Выявить отличительные особенности музыкального стиля композиторов разных
направлений;
- Освоить художественное наследие выдающихся представителей искусства барокко, рококо,
классицизма, романтизма, импрессионизма;

- Формировать умение определять на слух принадлежность музыкальных произведений к
стилю венских классиков, романтиков, импрессионистов (в контрастных сопоставлениях);
- Формирование умения оценивать качество и своеобразие исполнения музыки, определять
на слух особенности индивидуального стиля выдающихся певцов и инструменталистов;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— представлять систему общечеловеческих ценностей;
— осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней
отечественного музыкального искусства;
— уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал,
накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к
искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в
музыкальных произведениях;
• в коммуникативной сфере:
— использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы
общения с произведениями музыкального искусства;
• в эстетической сфере:
— развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и
эмоциональную сферы;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных
произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль
в творческой и исполнительской деятельности;
— стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными музыкальными
произведениями и музыкальному самообразованию;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и
достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
— понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
— определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
— реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и
самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
• в трудовой сфере:
— применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на
музыкальном материале.
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических
произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;

2. Основное содержание учебного предмета
Музыкально-исторический стиль (4 часа)
Музыка эпохи Барокко и Рококо.
Венская классическая школа
Романтизм в музыке

Импрессионизм в музык
Музыкальный материал:
Ж.Ф.Рамо. “Жига в рондо”
(для клавесина и фортепиано)
Ф.Куперен. “Маленькие ветряные мельницы” (клавесин)
И.Гайдн. Симфония №45 (“Прощальная”)
В.А.Моцарт. Симфония №40 (1 часть).

И.Космачев, сл. Л.Дербенева. Сторона моя
А.Скрябин. Прелюдия №5 (фо-но)
Ф.Лист “Венгерская рапсодия №2”
К.Дебюсси.Прелюдия №8 ;“Девушка с волосами цвета льна”; “Послеполуденный отдых
Фавна” (фрагменты)
И.Крутой, сл.Е.Меркурьева “Ромео и Джульетта”
М.Ровель.“Болеро”, “Игра воды”
Индивидуальный музыкальный стиль (4 часа)
М.Глинка – основоположник русской национальной классической музыки
Новая русская музыкальная школа (“Могучая кучка”)
Индивидуальный стиль композиторов.
Композиторы Башкортостана
Индивидуальный исполнительский стиль. И. Дильмухаметов, Р.Загретдинов
Индивидуальный исполнительский стиль. Ф.Кудашева.
Музыкальный материал.

М.Глинка. “Камаринская”. Речитатив и ария Сусанина; хор “Славься” из оперы “Иван
Сусанин” (“Жизнь за царя”)
Г.Шарин, сл. А.Сафронова”Песня о 28 панфиловцах”
М.Глинка – М.Балакирев “Жаворонок”.
Н.Римский-Корсаков. Восточная фантазия Опера “Садко” Песня Садко “Ой ты темная
дубравушка” и “Колыбельная Волховы
А.Бородин. Квартет №2 (3 часть)
М.Мусоргский .Опера “Хованщина”. Вступление. “Рассвет на Москве-реке”и Песня Марфы
“Исходила младешенька все луга и болота..”
З.Исмагилов. Симфоническая увертюра на две башкир. народные темы”. Опера “Шаура”. “Салават
Юлаев”(фрагменты). З.Исмагилов, сл. К.Даян “Шаймуратов – генерал”
Песни военных лет
И. Дильмухаметов. Р.Загретдинов Башкирские народные мелодии (кубыз, курай)
М.Протасов, Ю.Чичева “Последний звонок
Ф.Кудашева . Б.н.п. “Салимакай”
Ф.Кильдиярова. Б.н.п. “Туман”

Содержание в музыке ( 2 часа)
Введение. “Магическая единственность” музыкального произведениям” Музыку трудно
объяснить словами. Что такое музыкальное содержание.
Музыкальный материал:
И.Брамс. Симфония №3;
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано;
Ю.Шевчук. “Что такое осень?”
И.Брамс. Симфония №3;
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано;
Ю.Шевчук. “Что такое осень?” (пение)
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано;
Каким бывает музыкальное содержание (3 часов)
Музыка, которую необходимо объяснить словами
Образ мечты. “Восточная партитура” Н.Римского - Корсакова
Когда музыка не нуждается в словах

. “Птиц выпускаю из грудей своих...” Музыка в стихах Мустая Карима
Лирические образы в музыке
Драматические образы в музыке.
Эпические образы в музыке
Ноябрьский образ в пьесе П.И. Чайковского
Музыкальный материал:
А.Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. №12;
Ф.Шопен. Прелюдия №20
Н.Римский – Корсаков. Симфоническая сюита “Шехерезада”. 1 часть
А.Вивальди. “Зима”. 1 часть из цикла “Четыре концерта для скрипки с оркестром
“Времена года”
С.Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч.32 №12ю.Матюшин, Е. Долматовский.
“Лирическая песенка” (хоровое пение)
Ф.Шуберт, стихи И.-В. Гете. “Лесной царь”
Н.Римский – Корсаков. “Оиан – море синее”. Вступление к опере “Садко”;
А.Бородин. “Богатырская симфония”; опера “Князь Игорь”. Ария князя игоря
П.Чайковский. “Ноябрь. На тройке” (из фортепианного цикла “Времена года”)
Т. Каримов, сл. Мустая Карима. Актанык (из спектакля «Похищение девушки»).
Т. Каримов, сл. Мустая Карима. Лунный вечер. Исп. Ф. Кудашева

О чем рассказыает музыкальный жанр (2часа)
О чем рассказывает музыкальный жанр. “Память жанра”.
Песня. Танец. Марш.
Что такое музыкальная форма.
Столкновение двух образов – основа драматургии “Симфонии №7” Д. Шостаковича
Музыкальный материал:
П.Чайковский. Симфония №4;
М.Глинка. романс “Я помню чудное мгновенье...”
И.Штраус. Вальс “Голубой Дунай”;
Ф.Шопен. Мазурка фа-минор;
В.Берковский, С.Никитин, А.Величанский. “Под музыку Вивальди... “
Русская народная песня. “Во поле береза стояла...”;
П.Чайковский. Вальс из оперы “Евгений Онегин”;
Ф.Шопен. Вальс си минор, соч. 69 №2;
И.Штраус. Вальс. Полька. “Жизнь – это танец”.
“Песенка о снежинке” сл. Л.Дербенева, муз. Е.Крылатова
П.Чайковский. Марш и балета “Щелкунчик”;
Ж.Бизе. “Марш Тореадора” (из оперы “Кармен”
В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы “Свадьба Фигаро”;
Ф.Шуберт. “Серенада”
Д.Шостакович. “Симфония №7”
Музыкальная копозиция и драматургия (1час)
Музыкальная композиция
Музыкальная драматургия.
Движение образов и персонажей в оперной драматургии.
Музыкальный материал:
Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 №7;

А.Бородин. “Спящая кныжна”
М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»
С.Соснин, Я.Серпин. “Родина” (хоровое пение)
М.Глинка. «Мазурка». (фрагмент из оперы Жизнь за царя»)
С.Соснин, Я.Серпин. “Родина” (хоровое пение)
Повторение и обобщение (1 час)
Заключительный урок – концерт

3. Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7

Тема
Музыкально-исторический стиль
Индивидуальный музыкальный стиль
Содержание в музыке
Каким бывает музыкальное содержание
О чем рассказывает музыкальный жанр
Музыкальная композиция и драматургия
Повторение

Кол-во часов
4
4
2
3
2
1
1

8 КЛАСС (17 ч)
1.Музыка «старая» и «новая» (вместо введения).
О традиции в музыке
2.Живая сила традиции.
Вечные темы в музыке. Сказочно-мифологические темы
3.Искусство начинается с мифа.
4.Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
5.«Благословляю вас, леса...».
.Мир человеческих чувств ( 6 час)
6.Образы радости в музыке.
7.«Мелодией одной звучат печаль и радость».
8.«Слезы людские, о слезы людские...»

9.Два пушкинских образа в музыке.
10.Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».
11.Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»..
О современности в музыке( 6 час)
12.Как мы понимаем современность.
13.Вечные сюжеты.
14.Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана.
15.Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка).
16.Лирические страницы советской музыки.
17.Диалог времен в музыке А. Шнитке.
«Любовь никогда не перестанет».


Наверх

Соглашение об использовании сайта

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34740) 2-57-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».