1. Планируемые результаты освоения учебного предмета: Личностные результаты: - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; - освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: - формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; - формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; - понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; - понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, - формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; - понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; - знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства; - знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; - умение оказать первую помощь пострадавшим; - умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; - умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности, обучающие 8 класса должны знать/понимать: основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику; правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия; уметь: действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватномарлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами; проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта; обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. Выпускник 9 класса научится: классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно использовать бытовые приборы; безопасно использовать средства бытовой химии; безопасно использовать средства коммуникации; классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; готовиться к туристическим походам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; добывать и очищать воду в автономных условиях; добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; подавать сигналы бедствия и отвечать на них; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; определять состояния оказания неотложной помощи; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; классифицировать средства оказания первой помощи; оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; оказывать первую помощь при ушибах; оказывать первую помощь при растяжениях; оказывать первую помощь при вывихах; оказывать первую помощь при переломах; оказывать первую помощь при ожогах; оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; оказывать первую помощь при отравлениях; оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; готовиться к туристическим поездкам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять права покупателя; анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; оказывать первую помощь при коме; оказывать первую помощь при поражении электрическим током; использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. 2. Содержание учебного предмета 8 класс 1.Пожарная безопасность – 5 часа Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. – 3 часа Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей – 3 часа Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе. Безопасность на дорогах – 4 часов Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей Правила безопасного поведения пешехода и велосипедиста на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте. Безопасное поведения человека в природных условиях- 6 часов Правила безопасного поведения на воде Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Правила поведения на природе Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия. Нарушение экологического равновесия в местах проживания Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях, загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных района Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения – 7 часов Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия Обеспечение радиационной безопасности населения Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия Обеспечение химической защиты населения Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия Обеспечение защиты населения от последствий аварии на взрывопожароопасных объектах Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 5 часов Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами. Первая медицинская помощь при утоплении и удушении. Первая медицинская помощь при травмах, ушибах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении, термическом и химическом ожоге Содержание учебной программы для 9 класса Модуль 1. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. (10 ЧАСОВ) Раздел 1. Основы здорового образа жизни (8 часов) 1.1 Здоровье – условие благополучия человека (3 часа) Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие.Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России. 1.2 Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (2 часа) Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путём. Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП. 1.3 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа) Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основные семейные права в Российской Федерации. Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни и жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации. Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 часа) 2.1 Оказание первой помощи (2 часа) Первая помощь при массовых поражениях. Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Отрабатывают приемы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших. Модуль 2. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (24 ЧАСА) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 часов) 1. Национальная безопасность России в мировом сообществе (4 часа) Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. Основывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны. Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России. Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России. 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 часа) Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России. Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России. Раздел 2. Защита Населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов) 3. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3 часа) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. Анализируют права и обязанности граждан. Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций и современных условиях. 4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. (4 часа) Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций Оповещение населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражениях. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Анализируют систему мониторинга чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации. Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийноспасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации. Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (9 часов) 5. Общие понятия о терроризме и экстремизме (2 часа) Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Характеризуют международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях. 6. Нормативно – правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ (3 часа) Основные нормативно – правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Общегосударственное противодействие терроризму Общегосударственное противодействие наркотизму. Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм – разновидности терроризма».Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку. 7. Организационные основы противодействия терроризму в РФ (2 часа) Организационные основы противодействия терроризму в РФ Организационные основы противодействия наркотизму в РФ Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надежной защиты населения от терроризма. 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 часа) Правила поведения при угрозе теракта. Профилактика наркозависимости. Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (8 класс) № Разделы, темы 1 2 Пожарная безопасность Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей Безопасность на дорогах Безопасное поведения человека в природных условиях Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Итого: 3 4 5 6 7 8 Количество часов Рабочая программа 8кл 5 3 3 4 6 7 6 34 9 класс № 1 2 3 4 5 Разделы, темы Основы здорового образа жизни Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Основы комплексной безопасности Защита Населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Противодействие терроризму и экстремизму в РФ Итого: Количество часов Рабочая программа 9 кл 8 2 8 7 9 34 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КАРАГАЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "Рассмотрено и принято" на ШМО естественно-математического цикла Руководитель ШМО ________/ Ф.А. Шаймуратова/ Протокол № _____ от « ___ » _________ 2023 г. "Утверждаю" Директор школы МОБУ СОШ с. Карагаево _________/Л.Н. Ахтямова/ Приказ № _____ от « ___ » ________ 2023 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ __________ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ__________ указать учебный предмет, курс класс__8_______________________________________________ учитель__Абузаров Хамит Расулович______________________ количество часов: всего__34__ часа; в неделю__1__ час; Планирование составлено на основе примерной рабочей программы- авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским _______________________________________________________________ указать авторов, год издания Учитель: Абузаров Х.Р с. Карагаево 2023г. (8 класс) № дата по факт плану Наименование раздела, темы и урока Кол-во часов Практ. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 1.Пожарная безопасность – 5 часа Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины 1 1 и последствия Правила безопасного поведения при пожаре в доме 2 (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы 1 эвакуации из горящего здания. Меры пожарной безопасности при эксплуатации 3 электробытовых и газовых приборов, отопительных 1 печей, применении источников открытого огня. Возникновение пожара на транспорте и его причины. 4 Правила безопасного поведения в случае возникновения 1 пожара на транспорте. Права, обязанности и ответственность граждан в 5 области пожарной безопасности. Обеспечение личной 1 безопасности при пожаре 2. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. – 3 часа Опасность, возникающая при нарушении правил 6 обращения с электрическими и электронными прибо1 рами. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опас7 ности, возникающие при нарушении правил пользования 1 ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии 8 на организм человека и правила оказания помощи при 1 отравлениях и ожогах. 3. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей – 3 часа Правила безопасного поведения с незнакомым чело9 1 веком на улице, в подъезде дома, лифте. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его 10 террористами в качестве заложника. Меры безопасности 1 при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Правила безопасного поведения в толпе. Поведение 11 толпы при возникновении паники. Рекомендации по 1 правилам безопасного поведения в толпе. 4. Безопасность на дорогах – 4 часов Дорожное движение и его участники: пешеходы, 12 1 1 пассажиры, водители. Дорога и ее составные части Причины дорожно-транспортных происшествий и 13 1 1 травматизм людей Правила безопасного поведения пешехода и 14 1 1 велосипедиста на дороге. Краткая характеристика современных видов транспорта. 15 Правила безопасного поведения пассажиров на 1 транспорте. 5. Безопасное поведения человека в природных условиях - 6 часов Правила безопасного поведения на воде 16 Правила безопасного поведения на воде. Особенности 1 состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в 17 1 оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на природе 18 Автономное существование человека в природе. 1 Правила безопасного поведения человека при 19 вынужденном автономном существовании в природных 1 условиях. Нарушение экологического равновесия в местах проживания Влияние деятельности человека на окружающую среду. 20 1 Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно 21 1 допустимых концентрациях, загрязняющих веществ. 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения– 7 часов 22 Чрезвычайные ситуации техногенного характера 1 Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного 23 1 характера. Эвакуация населения Мероприятия по инженерной защите населения от 24 1 чрезвычайных ситуаций техногенного характера 25 Обеспечение радиационной безопасности населения 1 Аварии на химически опасных объектах и их возможные 26 1 последствия 27 Обеспечение химической защиты населения 1 1 Обеспечение защиты населения от последствий аварии 28 1 на взрывопожароопасных объектах 7. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 5 часов Первая медицинская помощь при отравлениях газами, 29 пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, 1 1 лекарствами. Первая медицинская помощь при утоплении и уду30 1 1 шении.ъ Первая медицинская помощь при травмах, ушибах. 31 1 1 Способы остановки кровотечений. 32 Первая медицинская помощь при переломах. 1 1 33 Правила и способы транспортировки пострадавших. 1 1 Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном 34 1 1 ударе, обморожении, термическом и химическом ожоге Всего часов 34 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КАРАГАЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "Рассмотрено и принято" на ШМО естественно-математического цикла Руководитель ШМО ________/ Ф.А. Шаймуратова/ Протокол № _____ от « ___ » _________ 20 г. "Утверждаю" Директор школы МОБУ СОШ с. Карагаево _________/Л.Н. Ахтямова/ Приказ № _____ от « ___ » ________ 20 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ __________ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ__________ указать учебный предмет, курс класс__9______________________________________________ учитель__Абузаров Хамит Расулович______________________ количество часов: всего__34__ часа; в неделю__1__ час; Планирование составлено на основе примерной рабочей программы- авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским _______________________________________________________________ указать авторов, год издания Учитель: Абузаров Х.Р с. Карагаево 2023 г. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 дата по плану 9 класс Тема урока факт Кол-во часов 1 четверть 1. Здоровье — условие благополучия человека - 3 Здоровье человека как индивидуальная, так и 1 общественная ценность Здоровый образ жизни и его составляющие. 1 Репродуктивное здоровье населения и национальная 1 безопасность России. 2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье – 2 Ранние половые связи и их последствия. 1 Инфекции, передаваемые половым путём. 1 3. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья - 3 Брак и семья. 1 Семья и здоровый образ жизни человека. 1 Основные семейные права в Российской Федерации. 1 2 четверть 4. Оказание первой помощи - 3 Первая медицинская помощь при массовых поражениях. 1 Первая медицинская помощь при передозировке 1 психоактивных веществ. 5.Национальная безопасность в России в современном мире Современный мир и Россия 1 Национальные интересы России в современном мире. 1 Основные угрозы национальным интересам и 1 безопасности России Влияние культуры безопасности жизнедеятельности 1 населения на национальную безопасность России 6. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России – 4 Чрезвычайные ситуации и их классификация 1 3 четверть Чрезвычайные ситуации природного характера и их 1 последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их 1 причины. Угроза военной безопасности России. 1 7. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени – 3 Единая государственная система предупреждения и 1 ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной 1 безопасности и обороноспособности страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных 1 ситуаций. 8. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени - 4 Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных 1 ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных 1 ситуаций 4 четверть Оповещение населения в условиях чрезвычайных 1 практ 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в 1 очагах поражениях 9. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия - 2 Международный терроризм – угроза национальной 1 безопасности России. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы 1 осуществления 10. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации- 3 Основные нормативно-правовые акты по 1 противодействию терроризму и экстремизму Общегосударственное противодействие терроризму. 1 Нормативно-правовая база противодействия наркотизму 1 11. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации – 2 Организационные основы противодействия терроризму 1 в Российской Федерации. Организационные основы противодействия наркотизму 1 в Российской Федерации 12. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости – 2 Правила поведения при угрозе террористического акта. 1 Профилактика наркозависимости. 1 Всего 34