РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей
соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и
чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и
чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
и социального характера,
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни
человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и
государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а
также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации
последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности, обучающие 8 класса
должны
знать/понимать:
 основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные
привычки и их профилактику;
 правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и
техногенного характера;
 способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача
сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
 действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для
ликвидации очагов возгорания;
 соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
 оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
 пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватномарлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
 вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
 действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать
минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации
населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
 для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
 соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном
транспорте;
 пользования бытовыми приборами и инструментами;
 проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
 обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Выпускник 9 класса научится:
 классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
 использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере,
воде и почве;
 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с
использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для
личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного
характера;

 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного
характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для
личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае
эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;

 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и
наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на
состояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы
данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для
доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.
2.

Содержание учебного предмета

8 класс
1.Пожарная безопасность – 5 часа
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).
Способы эвакуации из горящего здания.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов,
отопительных печей, применении источников открытого огня.
Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае
возникновения пожара на транспорте.
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение
личной безопасности при пожаре.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами
бытовой химии, персональными компьютерами и др. – 3 часа
Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными
приборами.
Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и
здоровье.
Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил
пользования ими.
Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила
оказания помощи при отравлениях и ожогах.

Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных
работ дома.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей – 3
часа
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка
поведения. Психологические приемы самозащиты.
Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.
Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные
виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни.
Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при
захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников
сотрудниками спецслужб.
Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы
при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Безопасность на дорогах – 4 часов
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные
части
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей
Правила безопасного поведения пешехода и велосипедиста на дорогах.
Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения
пассажиров на транспорте.
Безопасное поведения человека в природных условиях- 6 часов
Правила безопасного поведения на воде
Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года.
Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.
Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и
взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Правила поведения на природе
Автономное существование человека в природе.
Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в
природных условиях.
Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы
добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.
Нарушение экологического равновесия в местах проживания
Влияние деятельности человека на окружающую среду.
Экология и экологическая
безопасность.
Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях,
загрязняющих веществ.
Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.
Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных района
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения – 7 часов
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Обеспечение радиационной безопасности населения
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
Обеспечение химической защиты населения
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
Обеспечение защиты населения от последствий аварии на взрывопожароопасных объектах
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 5 часов
Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами
бытовой химии, лекарствами.
Первая медицинская помощь при утоплении и удушении.
Первая медицинская помощь при травмах, ушибах. Способы остановки кровотечений.
Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки
пострадавших.
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении, термическом и
химическом ожоге
Содержание учебной программы для 9 класса
Модуль 1. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. (10 ЧАСОВ)
Раздел 1. Основы здорового образа жизни (8 часов)
1.1 Здоровье – условие благополучия человека (3 часа)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие.Анализируют
взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.Объясняют влияние репродуктивного
здоровья на национальную безопасность России.
1.2 Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (2 часа)
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путём.
Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые
связи, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику
заражения ИППП.
1.3 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа)
Брак и семья.
Семья и здоровый образ жизни человека.
Основные семейные права в Российской Федерации.
Анализируют основы семейного права в Российской Федерации.
Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни и жизнедеятельности личности и
общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 часа)
2.1 Оказание первой помощи (2 часа)
Первая помощь при массовых поражениях.
Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.
Отрабатывают приемы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при
передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки
пострадавших.
Модуль 2. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (24 ЧАСА)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 часов)
1. Национальная безопасность России в мировом сообществе (4 часа)
Россия в мировом сообществе.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для
обеспечения национальной безопасности России.

Основывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей
страны. Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире.
Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.
Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении
национальной безопасности России.
2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность
России (4 часа)
Чрезвычайные ситуации и их классификация.
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.
Угроза военной безопасности России.
Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести
последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера, причины их возникновения и возможные последствия.
Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность
России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и
государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной
безопасности России.
Раздел 2. Защита Населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
3. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного
времени (3 часа)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности
страны.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.
Анализируют права и обязанности граждан. Российской Федерации в области безопасности в
условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и
средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по
защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по
защите населения от чрезвычайных ситуаций и современных условиях.
4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного
времени. (4 часа)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций
Оповещение населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражениях.
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Анализируют систему мониторинга чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия.
Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории
страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера. Составляют и записывают в дневник безопасности перечень
необходимых личных предметов на случай эвакуации.
Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийноспасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (9 часов)
5. Общие понятия о терроризме и экстремизме (2 часа)
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы
осуществления.

Характеризуют международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности
России. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.
6. Нормативно – правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ (3 часа)
Основные нормативно – правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
Общегосударственное противодействие терроризму
Общегосударственное противодействие наркотизму.
Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму. Формулируют основные направления по формированию
антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью
Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему
«Хулиганство и вандализм – разновидности терроризма».Составляют правила своего поведения в
различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.
7. Организационные основы противодействия терроризму в РФ (2 часа)
Организационные основы противодействия терроризму в РФ
Организационные основы противодействия наркотизму в РФ
Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в
Российской
Федерации.
Анализируют
примеры
деятельности
Национального
антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надежной защиты населения
от терроризма.
8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2
часа)
Правила поведения при угрозе теракта.
Профилактика наркозависимости.
Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта.
Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
(8 класс)
№

Разделы, темы

1
2

Пожарная безопасность
Основные правила пользования бытовыми приборами и
инструментами, средствами бытовой химии, персональными
компьютерами и др.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах
большого скопления людей
Безопасность на дорогах
Безопасное поведения человека в природных условиях
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и
безопасность населения
Основы медицинских знаний и оказание первой
медицинской помощи
Итого:

3
4
5
6
7
8

Количество часов
Рабочая программа
8кл
5
3

3
4
6
7
6
34

9 класс
№

1
2
3
4
5

Разделы, темы
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи
Основы комплексной безопасности
Защита Населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций
Противодействие терроризму и экстремизму в РФ
Итого:

Количество часов
Рабочая программа
9 кл
8
2
8
7
9
34

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КАРАГАЕВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

"Рассмотрено и принято"
на ШМО естественно-математического цикла
Руководитель ШМО
________/ Ф.А. Шаймуратова/
Протокол № _____
от « ___ » _________ 2023 г.

"Утверждаю"
Директор школы
МОБУ СОШ с. Карагаево
_________/Л.Н.
Ахтямова/
Приказ № _____
от « ___ » ________ 2023 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
__________ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ__________
указать учебный предмет, курс

класс__8_______________________________________________
учитель__Абузаров Хамит Расулович______________________
количество часов: всего__34__ часа; в неделю__1__ час;

Планирование составлено на основе примерной рабочей программы- авторской программы «Основы
безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н.
Вангородским _______________________________________________________________
указать авторов, год издания

Учитель: Абузаров Х.Р

с. Карагаево
2023г.

(8 класс)
№

дата
по
факт
плану

Наименование раздела, темы и урока

Кол-во
часов

Практ.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.Пожарная безопасность – 5 часа
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины
1
1
и последствия
Правила безопасного поведения при пожаре в доме
2
(квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы
1
эвакуации из горящего здания.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации
3
электробытовых и газовых приборов, отопительных
1
печей, применении источников открытого огня.
Возникновение пожара на транспорте и его причины.
4
Правила безопасного поведения в случае возникновения
1
пожара на транспорте.
Права, обязанности и ответственность граждан в
5
области пожарной безопасности. Обеспечение личной
1
безопасности при пожаре
2. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами
бытовой химии, персональными компьютерами и др. – 3 часа
Опасность, возникающая при нарушении правил
6
обращения с электрическими и электронными прибо1
рами.
Опасные вещества и средства бытовой химии. Опас7
ности, возникающие при нарушении правил пользования
1
ими.
Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии
8
на организм человека и правила оказания помощи при
1
отравлениях и ожогах.
3. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей – 3 часа
Правила безопасного поведения с незнакомым чело9
1
веком на улице, в подъезде дома, лифте.
Меры предосторожности при обнаружении взрывного
устройства. Поведение человека при захвате его
10
террористами в качестве заложника. Меры безопасности
1
при освобождении заложников сотрудниками
спецслужб.
Правила безопасного поведения в толпе. Поведение
11
толпы при возникновении паники. Рекомендации по
1
правилам безопасного поведения в толпе.
4. Безопасность на дорогах – 4 часов
Дорожное движение и его участники: пешеходы,
12
1
1
пассажиры, водители. Дорога и ее составные части
Причины дорожно-транспортных происшествий и
13
1
1
травматизм людей
Правила безопасного поведения пешехода и
14
1
1
велосипедиста на дороге.
Краткая характеристика современных видов транспорта.
15
Правила безопасного поведения пассажиров на
1
транспорте.
5. Безопасное поведения человека в природных условиях - 6 часов
Правила безопасного поведения на воде
16
Правила безопасного поведения на воде. Особенности
1

состояния водоемов в разное время года.
Соблюдение правил безопасности при купании в
17
1
оборудованных и необорудованных местах.
Правила поведения на природе
18
Автономное существование человека в природе.
1
Правила безопасного поведения человека при
19
вынужденном автономном существовании в природных
1
условиях.
Нарушение экологического равновесия в местах проживания
Влияние деятельности человека на окружающую среду.
20
1
Экология и экологическая безопасность.
Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно
21
1
допустимых концентрациях, загрязняющих веществ.
6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения– 7 часов
22
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
1
Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного
23
1
характера. Эвакуация населения
Мероприятия по инженерной защите населения от
24
1
чрезвычайных ситуаций техногенного характера
25
Обеспечение радиационной безопасности населения
1
Аварии на химически опасных объектах и их возможные
26
1
последствия
27
Обеспечение химической защиты населения
1
1
Обеспечение защиты населения от последствий аварии
28
1
на взрывопожароопасных объектах
7. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 5 часов
Первая медицинская помощь при отравлениях газами,
29
пищевыми продуктами, средствами бытовой химии,
1
1
лекарствами.
Первая медицинская помощь при утоплении и уду30
1
1
шении.ъ
Первая медицинская помощь при травмах, ушибах.
31
1
1
Способы остановки кровотечений.
32
Первая медицинская помощь при переломах.
1
1
33
Правила и способы транспортировки пострадавших.
1
1
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном
34
1
1
ударе, обморожении, термическом и химическом ожоге
Всего часов
34

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КАРАГАЕВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

"Рассмотрено и принято"
на ШМО естественно-математического цикла
Руководитель ШМО
________/ Ф.А. Шаймуратова/
Протокол № _____
от « ___ » _________ 20 г.

"Утверждаю"
Директор школы
МОБУ СОШ с. Карагаево
_________/Л.Н.
Ахтямова/
Приказ № _____
от « ___ » ________ 20 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
__________ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ__________
указать учебный предмет, курс

класс__9______________________________________________
учитель__Абузаров Хамит Расулович______________________
количество часов: всего__34__ часа; в неделю__1__ час;

Планирование составлено на основе примерной рабочей программы- авторской программы «Основы
безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н.
Вангородским _______________________________________________________________
указать авторов, год издания

Учитель: Абузаров Х.Р

с. Карагаево
2023 г.

№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14

15
16
17
18

19
20
21

22
23
24

дата
по
плану

9 класс
Тема урока
факт

Кол-во
часов

1 четверть
1. Здоровье — условие благополучия человека - 3
Здоровье человека как индивидуальная, так и
1
общественная ценность
Здоровый образ жизни и его составляющие.
1
Репродуктивное здоровье населения и национальная
1
безопасность России.
2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье – 2
Ранние половые связи и их последствия.
1
Инфекции, передаваемые половым путём.
1
3. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья - 3
Брак и семья.
1
Семья и здоровый образ жизни человека.
1
Основные семейные права в Российской Федерации.
1
2 четверть
4. Оказание первой помощи - 3
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
1
Первая медицинская помощь при передозировке
1
психоактивных веществ.
5.Национальная безопасность в России в современном мире
Современный мир и Россия
1
Национальные интересы России в современном мире.
1
Основные угрозы национальным интересам и
1
безопасности России
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности
1
населения на национальную безопасность России
6. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и
национальная безопасность России – 4
Чрезвычайные ситуации и их классификация
1
3 четверть
Чрезвычайные ситуации природного характера и их
1
последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их
1
причины.
Угроза военной безопасности России.
1
7. Организационные основы по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени – 3
Единая государственная система предупреждения и
1
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Гражданская оборона как составная часть национальной
1
безопасности и обороноспособности страны.
МЧС России – федеральный орган управления в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
1
ситуаций.
8. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации,
по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени - 4
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных
1
ситуаций.
Инженерная защита населения от чрезвычайных
1
ситуаций
4 четверть
Оповещение населения в условиях чрезвычайных
1

практ

25

26
27

28
29
30

31
32

33
34

ситуаций.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в
1
очагах поражениях
9. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия - 2
Международный терроризм – угроза национальной
1
безопасности России.
Виды террористической деятельности и
террористических актов, их цели и способы
1
осуществления
10. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму
в Российской Федерации- 3
Основные нормативно-правовые акты по
1
противодействию терроризму и экстремизму
Общегосударственное противодействие терроризму.
1
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму
1
11. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму
в Российской Федерации – 2
Организационные основы противодействия терроризму
1
в Российской Федерации.
Организационные основы противодействия наркотизму
1
в Российской Федерации
12. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и
профилактика наркозависимости – 2
Правила поведения при угрозе террористического акта.
1
Профилактика наркозависимости.
1
Всего
34


Наверх

Соглашение об использовании сайта

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34740) 2-57-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».