РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ 11 класс

Элективный курс «Физика в задачах»
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются
для элективного курса «Методы решения задач по физике» на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для элективного
курса на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и
общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для элективного
курса на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему
профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем
более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук,
систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы элективного курса
«Методы решения задач по физике» должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного
профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение предметной области "Естественные науки" должно обеспечить:
сформированность основ целостной научной картины мира;
формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую,
технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой
деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать
научную информацию;
сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Предметные результаты изучения предметной области "Естественные науки" включают
предметные результаты изучения элективного курса:
«Методика решения задач по физике» (базовый уровень) – требования к предметным
результатам освоения базового курса должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине
мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли
физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения
практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать
зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;

5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной
жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников;
7) овладение (сформированность представлений) правилами записи физических формул
рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).
«Методика решения задач по физике» (углубленный уровень) – требования к предметным
результатам освоения углубленного курса должны включать требования к результатам освоения
базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах,
теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
2) сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления
и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять
связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель
исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических
экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения
достоверности полученного результата;
5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия
бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с
позиций экологической безопасности.
3. Содержание курса 10 -11 классы
Физическая задача. Классификация задач(1 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач.
Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения.
Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника
составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач(4 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа
с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения).
Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для
расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение
примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии,
геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика(6 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы
динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на
движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики
движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных,
экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военнотехническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения(7 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с
помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и
мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления.
Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике
республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко,
модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся
тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел(5 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической
теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ,
определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона,
характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа
сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях.
Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение,
тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач.
Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики(4 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель
предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов
для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких
капилляров.
Электрическое и магнитное поля(4 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами
сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов,
энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и
магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного
зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах(4 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи
разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона
Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного
соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение
фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении
сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах,
полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др.
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием,
комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную
температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели
освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели
«черного ящика».
Электромагнитные колебания и волны(14 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон
электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока,
электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение,
преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала,
оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование,
приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с
использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для
изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости,
генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи
электроэнергии и др.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач + резерв времени 2
часа
Календарно – тематическое планирование 10 класс
№

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема занятия

Дата
план

факт
Введение (1 час)
Физическая задача.Классификация задач. Правила и приемы решения
физических задач.
Кинематика (4 часа)
Общие требования при решении физических задач.
Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ
физического явления; формулировка идеи • решения (план решения).
Выполнение плана решения задачи.
Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов.
Анализ решения и его значение. Оформление решения
Решение задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии,
геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика (6 часов)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные
законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения,
сопротивления.
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого
тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические
характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение задач по интересам.
Физическая олимпиада.
Законы сохранения (7 часов)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики,
динамики, с помощью законов сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.
Задачи на определение работы и мощности.
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение
задач несколькими способами.
Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка
решаемых задач.
Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и
международных олимпиад.
Физическая олимпиада.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение
молекулярно-кинетической теории (МКТ).
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ,
определение скорости молекул, характеристики состояния газа в
изопроцессах.

часы

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Примеч.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—
Клапейрона, характеристика критического состояния.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и
относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила
упругости.
Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные
задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики (4 часа)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.
Задачи на тепловые двигатели.
Конструкторские задачи и задачи на проекты:
Физическая олимпиада.
Электрическое поле (4 часа)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы
решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми
линиями, напряженностью.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
средствами: разностью потенциалов, энергией.
Решение задач на описание систем конденсаторов.
Постоянный электрический ток в различных средах (4 часа)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических
цепей.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение
фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах,
вакууме, газах, полупроводниках.
Итоговое занятие.

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно – тематическое планирование 11 класс
№
п/п

1
2

3
4
5
6- 7
8--10
11-12
13
14
15
16
17
18
19

Тема занятия

Дата
план

факт
Магнитное поле (2 часа)
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на
проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на
движущийся заряд: сила Лоренца.
Электромагнитные колебания и волны (14 часов)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции:
закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного
электрического тока.
Задачи на переменный электрический ток: электрические машины,
трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость,
отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.
Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном
ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с
использованием приборов.
Физическая олимпиада.
Механика (7 часов)
Общие методы решения задач по кинематике.
Задачи на основные законы динамики.
Задачи на принцип относительности.

часы

1
1

1
1
1
2
3
2
1
1
1
1
1
1
1

Примеч.

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Задачи на закон сохранения импульса.
Задачи на закон сохранения энергии.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Механика жидкостей.
Основы термодинамики (6 часов)
Задачи на описание поведения идеального газа.
Задачи на свойства паров.
Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на первый закон термодинамики.
Задачи на тепловые двигатели.
Задачи на уравнение теплового баланса.
Электричество. (5 часов)
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
средствами.
Общая характеристика решения задач по электростатике.
Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей.
Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного тока в различных средах.
Обобщающее занятие.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх

Соглашение об использовании сайта

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34740) 2-57-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».