Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 6 класс, базовый уровень на 2023-2024 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КАРАГАЕВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

«Рассмотрено»:

«УТВЕРЖДАЮ»:

На заседании ШМО

Директор

Протокол №

МОБУ СОШ с. КАРАГАЕВО

От «___»___________2023 г.

____________Ахтямова Л.Н.

Председатель
МО_______Утяганова Г.А.

«___»______________2023 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
6 класс, базовый уровень
на 2023-2024 учебный год
составлена на основе авторской программы
«Основы духовно-нравственной культуры народов России: программа: 6
класс. Н.Ф.Виноградова, Т..Мариносян. — М.: Просвещение, 2021»

Срок реализации 1 год

Составила: Учитель ОДНКНР Галиакбарова А.Ф.

2023-2024 учебный год

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования содержание данного предмета должно определять
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
основной образовательной программы.
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта
обучения. Это:
•

осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране,
государству; чувство привязанности и любви к своей родине, гордости за
свое Отечество, российский народ и историю России (элементы
гражданской идентичности);

•

принятие норм нравственного поведения;

•

проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

•

стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.

Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
•

понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
формирование ценностей многонационального российского общества;

•

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, люби к
родному краю, своей семье;

•

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:
•

владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);

•

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разной форме;

•

овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

•

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•

умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной
задачей и культурой коллективного труда;

Предметные результаты
•

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, отдельных традиционных религий
России;

•

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности;

•

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;

•

знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России;

•

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

•

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и
их роли в истории и современности России;

•

осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

К концу обучения учащиеся научатся:
o

Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов
и прослушанных объяснений учителя.

o

Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и
религиозных текстов. Проводить аналогии между героями,
сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.

o

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить
доказательства.

o

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.

o

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений,
высказывания известных личностей.

o

Работать с исторической картой: находить объекты в
соответствии с учебной задачей.

o

Использовать информацию, полученную из разных источников, для
решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:
o

Высказывать предположения о последствиях
неправильного(безнравственного) поведения человека.

o

Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности
и этики; намечать способы саморазвития.

o

Работать с историческими источниками и документами
2.Содержание учебного предмета
6 класс (34 ч.)

•

Раздел 1. Что такое культура общества (3 ч)

•

•
•

•
•

•

•
•

•

•
•

•

•
•

•

Культура и общество. Культура общества – совокупность его
материальных и духовных достижений. Культура – результат человеческой
деятельности. Источники развития культуры
Человек и вера. Что такое вера. Как появилась вера в бога. Понятие
религии. Древние религии. Традиционные религии России: православие,
ислам, буддизм, иудаизм.
Раздел 2. Нравственные ценности российской культуры ( 7 ч.)
Гражданин и государство. Соблюдение гражданином законов и правил
государства и общества. Конституция Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина.
Кого называют патриотом. Понятие патриотизма. Проявление
патриотизма в повседневной жизни.
Героические истории нашей страны. Защита Родины – нравственный долг
гражданина. Отечественная война 1812 года и ее герои: М.И.Кутузов,
Н.Раевский, Д.Давыдов, Василиса Кожина, И.С.Дорохов. Бородинское
сражение. Великая Отечественная война. «Когда народ един – он
непобедим». Герои Великой Отечественной войны.
Нравственные ценности личности. Что такое личность. Понятия
совести, характера,воли. Нравственные качества человека.
Раздел 3. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных
ценностей. (5 ч.)
Семья – ячейка общества. Функции семьи. Государство и семья. Виды
семьи по составу. Виды семьи по числу детей. Семейный детский дом.
Семейные роли. Отличия семей.
Семейные ценности. Традиции семьи. Пословицы и поговорки о семье.
Трудолюбие. Отношение к результатам труда. Доброта и милосердие.
Меценат – Сава Морозов. Гостеприимство – семейная традиция.
Традиционные религии о семейных ценностях: ценности православной
семьи, семейные ценности мусульман, семья в иудаизме, отношение
буддистов к семейной жизни.
Раздел 4. Роль образования в развитии культуры общества (6 ч.)
Общество и образование. Образованность человека, его интересы,
увлечения. Образовательные учреждения. Интеллектуальная элита –
ученые, исследователи и тд. Уровень образования и культура.
Станицы истории развития образования. Начальное образование на
Руси. Создатели славянской письменности: Кирилл и Мефодий.
Образование в России в 18-19 веках. 18 век (время правления императоров
Петра 1, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой). 19 век (время
правления императоров Александра 1, Николая 1, Александра 2,
Александра 3, Николая 2). Царскосельский лицей. Иван Сытин – российский
книгоиздатель. Религия и образование. Христианская вера и образование
на Руси. Софья Палеолог. Влияние ислама на развитие образования.
Влияние буддизма на развитие образования. Влияние иудаизма на
развитие образования.
Раздел 5. Художественная культура народов России . ( 8 ч.)
Художественная культура – результат творчества человека. Области
художественной культуры. Творчество, источники творчества, талант.
Виды искусства. Мифология и фольклор как пласт культуры. Обраазы
славянской мифологии (Сварог, Перун, Берегиня, Лада, Велес, Святобор).
Декоративно-прикладное искусство народов России. Виды декоративноприкладного искусства. Национальная вышивка как оберег.

•
•
•

•
•

•

Выдающиеся деятели культуры народов России. Исаак Левитан – великий
пейзажист. П.И.Чайковский. Творцы российской культуры.
Художественная культура, рожденная религией. Православный храм.
Мечеть – исламский храм. Буддийские храмы и монастыри. Синагога.
Художественная культура традиционных религий России. Православная
художественная культура (икона, икона Божией Матери, иконостас,
духовная музыка колокольный звон). Художественная культура ислама
(каллиграфия – искусство письма, арабески в искусстве ислама). Вклад
буддизма в мир искусства (мандала). Иудаизм и художественная культура
(мозаика). Иван Айвазовский и библейские сюжеты.
Раздел 6. Как сохранить культуру общества ( 5 ч.)
Кого называют образованным человеком. Образованные гении России
(М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, Н.И.Лобачевский, С.В.Ковалевская,
Ж.И.Алферов, Л.Д.Ландау, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский).
Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять.
Культурное наследие часть материальной и духовной культуры общества.
Виды культурного наследия. Кому принадлежит культурное наследие?
Объекты культурного наследия: Московский Кремль, озеро Байкал, Кижский
погост, Великий Новгород). Как государство охраняет памятники культуры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс
I полугодие
II полугодие
количество часов
15
19
сочинения
1
1
контр. тестирование
1
1

Календарно-тематическое планирование
6 класса

Год
34
2
2

№
п/п

Дата
план

Дата
факт

Название раздела/темы

1
2
3

6.09
13.09
20.09

4
5
6
7

27.09
4.10
18.10
25.10

8

8.11

9

15.11

10

22.11

11
12
13
14

29.11
6.12
13.12
20.12

15

27.12

16
17
18
19
20

17.01
24.01
31.01
7.02
14.02

Раздел 1. Что такое культура общества
(3 ч)
Культура общества.
Человек и вера.
Человек и вера.
Раздел 2. Нравственные ценности
российской культуры (7 ч)
Гражданин и государство
Гражданин и государство
Кого называют патриотом
Героические страницы истории нашей
страны. Отечественная война 1812 г.
Героические страницы истории нашей
страны. Великая Отечественная война.
Героические страницы истории нашей
страны. Дети – герои ВОВ.
Нравственные ценности личности.
Раздел 3. Семья – создатель и хранитель
духовно-нравственных ценностей (5 ч)
Семья –ячейка общества.
Семейные ценности.
Семейные ценности.
Традиционные
религии
о
семейных
ценностях
Итоговый урок за первое полугодие.
Раздел 4. Роль образования в развитии
культуры общества (6 ч)
Общество и образование.
Страницы истории образования общества.
Страницы истории образования общества.
Страницы истории образования общества.
Религия и образование.

21

21.02

Религия и образование.

22
23

28.02
7.03

24

14.03

25

21.03

26

4.04

27

11.04

Раздел 5. Художественная культура
народов (8 ч)
Области художественной культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов
России.
Декоративно-прикладное искусство народов
России.
Выдающиеся деятели культуры народов
России
Художественная
культура,
рожденная
религией.
Художественная
культура,
рожденная

Кол- примечание
во
часов

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

28

18.04

29

25.04

30
31

2.05
16.05

32

23.05

33
34

30.05

религией.
Художественная культура традиционных
религий России.
Художественная культура традиционных
религий России.
Раздел 6. Как сохранить культуру
общества (5 ч)
Кого называют образованным человеком.
Культурное наследие России: почему
необходимо его сохранять.
Культурное наследие России: почему
необходимо его сохранять.
Итоговый урок за курс 6 класса.
Резерв
Итого

1
1

1
1
1
1
1
34


Наверх

Соглашение об использовании сайта

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34740) 2-57-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».