МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КАРАГАЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «Рассмотрено»: «УТВЕРЖДАЮ»: На заседании ШМО Директор Протокол № МОБУ СОШ с. КАРАГАЕВО От «___»___________2023 г. ____________Ахтямова Л.Н. Председатель МО_______Утяганова Г.А. «___»______________2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 6 класс, базовый уровень на 2023-2024 учебный год составлена на основе авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России: программа: 6 класс. Н.Ф.Виноградова, Т..Мариносян. — М.: Просвещение, 2021» Срок реализации 1 год Составила: Учитель ОДНКНР Галиакбарова А.Ф. 2023-2024 учебный год 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к своей родине, гордости за свое Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); • принятие норм нравственного поведения; • проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; • стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: • понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества; • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, люби к родному краю, своей семье; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Метапредметные результаты: • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме; • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда; Предметные результаты • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных традиционных религий России; • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно; • знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России; • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни. К концу обучения учащиеся научатся: o Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. o Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями. o Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. o Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. o Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. o Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. o Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения учащиеся смогут научиться: o Высказывать предположения о последствиях неправильного(безнравственного) поведения человека. o Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. o Работать с историческими источниками и документами 2.Содержание учебного предмета 6 класс (34 ч.) • Раздел 1. Что такое культура общества (3 ч) • • • • • • • • • • • • • • • Культура и общество. Культура общества – совокупность его материальных и духовных достижений. Культура – результат человеческой деятельности. Источники развития культуры Человек и вера. Что такое вера. Как появилась вера в бога. Понятие религии. Древние религии. Традиционные религии России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Раздел 2. Нравственные ценности российской культуры ( 7 ч.) Гражданин и государство. Соблюдение гражданином законов и правил государства и общества. Конституция Российской Федерации. Права и обязанности гражданина. Кого называют патриотом. Понятие патриотизма. Проявление патриотизма в повседневной жизни. Героические истории нашей страны. Защита Родины – нравственный долг гражданина. Отечественная война 1812 года и ее герои: М.И.Кутузов, Н.Раевский, Д.Давыдов, Василиса Кожина, И.С.Дорохов. Бородинское сражение. Великая Отечественная война. «Когда народ един – он непобедим». Герои Великой Отечественной войны. Нравственные ценности личности. Что такое личность. Понятия совести, характера,воли. Нравственные качества человека. Раздел 3. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей. (5 ч.) Семья – ячейка общества. Функции семьи. Государство и семья. Виды семьи по составу. Виды семьи по числу детей. Семейный детский дом. Семейные роли. Отличия семей. Семейные ценности. Традиции семьи. Пословицы и поговорки о семье. Трудолюбие. Отношение к результатам труда. Доброта и милосердие. Меценат – Сава Морозов. Гостеприимство – семейная традиция. Традиционные религии о семейных ценностях: ценности православной семьи, семейные ценности мусульман, семья в иудаизме, отношение буддистов к семейной жизни. Раздел 4. Роль образования в развитии культуры общества (6 ч.) Общество и образование. Образованность человека, его интересы, увлечения. Образовательные учреждения. Интеллектуальная элита – ученые, исследователи и тд. Уровень образования и культура. Станицы истории развития образования. Начальное образование на Руси. Создатели славянской письменности: Кирилл и Мефодий. Образование в России в 18-19 веках. 18 век (время правления императоров Петра 1, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой). 19 век (время правления императоров Александра 1, Николая 1, Александра 2, Александра 3, Николая 2). Царскосельский лицей. Иван Сытин – российский книгоиздатель. Религия и образование. Христианская вера и образование на Руси. Софья Палеолог. Влияние ислама на развитие образования. Влияние буддизма на развитие образования. Влияние иудаизма на развитие образования. Раздел 5. Художественная культура народов России . ( 8 ч.) Художественная культура – результат творчества человека. Области художественной культуры. Творчество, источники творчества, талант. Виды искусства. Мифология и фольклор как пласт культуры. Обраазы славянской мифологии (Сварог, Перун, Берегиня, Лада, Велес, Святобор). Декоративно-прикладное искусство народов России. Виды декоративноприкладного искусства. Национальная вышивка как оберег. • • • • • • Выдающиеся деятели культуры народов России. Исаак Левитан – великий пейзажист. П.И.Чайковский. Творцы российской культуры. Художественная культура, рожденная религией. Православный храм. Мечеть – исламский храм. Буддийские храмы и монастыри. Синагога. Художественная культура традиционных религий России. Православная художественная культура (икона, икона Божией Матери, иконостас, духовная музыка колокольный звон). Художественная культура ислама (каллиграфия – искусство письма, арабески в искусстве ислама). Вклад буддизма в мир искусства (мандала). Иудаизм и художественная культура (мозаика). Иван Айвазовский и библейские сюжеты. Раздел 6. Как сохранить культуру общества ( 5 ч.) Кого называют образованным человеком. Образованные гении России (М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, Н.И.Лобачевский, С.В.Ковалевская, Ж.И.Алферов, Л.Д.Ландау, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский). Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять. Культурное наследие часть материальной и духовной культуры общества. Виды культурного наследия. Кому принадлежит культурное наследие? Объекты культурного наследия: Московский Кремль, озеро Байкал, Кижский погост, Великий Новгород). Как государство охраняет памятники культуры. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 класс I полугодие II полугодие количество часов 15 19 сочинения 1 1 контр. тестирование 1 1 Календарно-тематическое планирование 6 класса Год 34 2 2 № п/п Дата план Дата факт Название раздела/темы 1 2 3 6.09 13.09 20.09 4 5 6 7 27.09 4.10 18.10 25.10 8 8.11 9 15.11 10 22.11 11 12 13 14 29.11 6.12 13.12 20.12 15 27.12 16 17 18 19 20 17.01 24.01 31.01 7.02 14.02 Раздел 1. Что такое культура общества (3 ч) Культура общества. Человек и вера. Человек и вера. Раздел 2. Нравственные ценности российской культуры (7 ч) Гражданин и государство Гражданин и государство Кого называют патриотом Героические страницы истории нашей страны. Отечественная война 1812 г. Героические страницы истории нашей страны. Великая Отечественная война. Героические страницы истории нашей страны. Дети – герои ВОВ. Нравственные ценности личности. Раздел 3. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей (5 ч) Семья –ячейка общества. Семейные ценности. Семейные ценности. Традиционные религии о семейных ценностях Итоговый урок за первое полугодие. Раздел 4. Роль образования в развитии культуры общества (6 ч) Общество и образование. Страницы истории образования общества. Страницы истории образования общества. Страницы истории образования общества. Религия и образование. 21 21.02 Религия и образование. 22 23 28.02 7.03 24 14.03 25 21.03 26 4.04 27 11.04 Раздел 5. Художественная культура народов (8 ч) Области художественной культуры. Декоративно-прикладное искусство народов России. Декоративно-прикладное искусство народов России. Выдающиеся деятели культуры народов России Художественная культура, рожденная религией. Художественная культура, рожденная Кол- примечание во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 18.04 29 25.04 30 31 2.05 16.05 32 23.05 33 34 30.05 религией. Художественная культура традиционных религий России. Художественная культура традиционных религий России. Раздел 6. Как сохранить культуру общества (5 ч) Кого называют образованным человеком. Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять. Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять. Итоговый урок за курс 6 класса. Резерв Итого 1 1 1 1 1 1 1 34