Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 8 класс, базовый уровень на 2023-2024 учебный год

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения
программы по русскому (родному) языку являются:

выпускниками

основной

школы

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

и

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы

Содержание учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК» 8 КЛАСС (102 часа)

Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому
русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых
языков
Повторение изученного в V–VII классах (4 ч + 2 ч)
Функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение,
разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям;
синтаксические условия употребления знаков препинания.
виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности
(простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства
и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в
зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
условия выбора Н и НН в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий,
наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных,
причастий, категории состояния (сказуемое)
условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи:
глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и
притяжательными), числительными
Синтаксис, пунктуация, культура речи .(7ч.+1)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как
единица синтаксиса.
Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;
основные признаки синтаксических единиц;
функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и
коммуникативная (предложение и текст);
предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную
функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;
соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство
предложения.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание.
Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные,
именные, наречные), употребление форм зависимого слова при согласовании и
управлении, использование в речи синонимические по значению словосочетания.
порядок устного и письменного разбора словосочетания
Простое предложение (2 ч + 1 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа
предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении.
Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное
глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и
сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Способы выражения подлежащего;

способы выражения сказуемого;
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и
примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
способы выражения вспомогательного глагола;
основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их
функции;
способы выражения именной части;
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Второстепенные члены предложения (8 ч + 2 ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное
дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как
разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по
значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Использование в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые
особенности.
Виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической
роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
виды дополнений: прямые и косвенные;
виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом:
согласованное и несогласованное;
способы выражения приложения;
правила постановки дефиса при приложении;
правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с
определяемым словом;
виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели,
условия, уступки);
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Простые односоставные предложения (8 ч + 3 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом
сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим
(назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы.
Способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);
способы выражения главного члена односоставного предложения;
виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов
(распространенные/нераспространенные);
назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
безличное предложение, способы выражения его главного члена;
функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы,
побуждение к действию);
проведение устного и письменного синтаксического разбора односоставного
предложения
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
правило употребления тире в неполном предложении
Простое осложненное предложение(1ч)
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения (однородные и
обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
Однородные члены предложения (10ч + 2ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены
предложения, связанные союзами (соединительными, противительными,
разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение. Ряды
однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными
членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих
словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Обособленные члены предложения (14ч + 4ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих
членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая
роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и
уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и
их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Обращение(3ч +1ч)
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Слова не являющиеся членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
способы выражения обращени
правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме
(выделительные знаки препинания).
Вводные и вставные конструкции(9ч +2ч)
Вводные слова. Вводные предложения и их виды(односоставные/двусоставные) .
Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания
при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки
препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Чужая речь (9 ч + 2 ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания
в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при
цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного
текста.
Итоговый урок (1 ч)

3. Учебно-тематический план

Содержание

Колво
часов
1. Русский язык в современном мире
1
2. Повторение изученного материала в 7
6
классе
3. Синтаксис и пунктуация. Культура речи
8
4. Простое предложение
3

Количество тестов и
контрольных работ

Развитие
речи

2

1

2
1

1
1

5. Двусоставные предложения

8

2

1

6. Второстепенные члены предложения

10

2

1

7. Односоставные предложения

11

1

2

8. Простое осложненное предложение.
Однородные члены предложения.

13

3

2

9. Обособленные члены предложения

18

4

2

10. Слова, грамматически не связанные с
членами предложения. Обращение
11. Вводные и вставные конструкции

4

1

1

11

2

2

12. Чужая речь

8

2

1

13. Итоговый урок.

1

-

-

102

11

15

ИТОГО

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школ с.Карагаево
муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан

«Рассмотрено»
на заседании ШМО
Протокол №
от «__»___2023 года
Председатель ШМО
______________
Г.А.Утяганова

«Утверждаю»
Директор
МОБУ СОШ с.Карагаево
__________ Ахтямова Л.Н.
Приказ
№__от «__» ___2023 г

Календарно-тематическое планирование
по русскому языку

Класс – 8

Учитель – Галиакбарова А. Ф.

Количество часов: всего – 102 ч., в неделю 3 ч.

2023-2024 учебный год
Календарно-тематическое планирование
Русский язык 8 класс
№
п/п

Дата
план

Дата
факт

Название результата/темы

Колво
часов

примеча
ние

1

4.09

Введение (1 ч)
Русский язык в современном мире
Повторение изученного в 5 -6 классах
(4+2.)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания:
знаки завершения, разделения,
выделения.
Знаки препинания: знаки
завершения, разделения, выделения.
Знаки препинания в сложных предложениях.
Орфография. Морфология.
Буквы н - нн в суффиксах прилагательных,
причастий и наречий.
Сочинение по упр. №36 «Лето закончилось»
Работа над ошибками. Слитное и раздельное
написание не - с разными частями речи.
Контрольный диктант по теме «Повторение
изученного в 7 классе»
Синтаксис и пунктуация.
Культура речи (6+2)
Работа над ошибками. Основные единицы
синтаксиса
Текст как единица синтаксиса.
Предложение как единица синтаксиса.
Рр. Сжатое изложение по упр. 52
Словосочетание как единица синтаксиса.
Строение и грамматическое значение
словосочетаний.
Виды словосочетаний.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

2

5.09

1

3

7.09

4

11.09

5
6

12.09
14.09

7

18.09

8

19.09

9

21.09

10
11

25.09
26.09

12
13

28.09
2.10

14
15

3.10
5.10

Синтаксический разбор словосочетаний
Контрольная работа (тест) по теме
«Словосочетание. Культура речи».
Простое предложение (2+1)

1
1

16

9.10

1

17
18

10.10
12.10

Простое предложение. Грамматическая основа
предложения.
Порядок слов в предложении. Интонация.
Р/Р Описание памятника культуры
Двусоставные предложения. Главные
члены предложения (6+2)

19
20
21
22
23
24

16.10
17.10
19.10
23.10
24.10
26.10

1
1
1
1
1
1

25

7.11

Главные члены предложения. Подлежащее.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым
Контрольный диктант по теме: «Главные
члены предложения».
Анализ контрольного диктанта. Подготовка к

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1

26

9.11

27

13.11

28

14.11

29
3031
32

16.11
20.11
21.11
23.11

33

27.11

34

28.11

35

30.11

36

4.12

37

5.12

38
39
40
41
42
43
44

7.12
11.12
12.12
14.12
18.12
19.12
21.12

45

25.12

46

26.12

47

28.12

48

9.01

сжатому изложению.
Р/Р Сжатое изложение с элементами
сочинения-рассуждения «Язык- самая большая
ценность народа»
Двусоставные предложения.
Второстепенные члены предложения (8+2)
Роль второстепенных членов предложения.
Дополнение.
Определение согласованное и
несогласованное. Способы выражения
определения
Приложение. Знаки препинания при нём.
Обстоятельство Основные виды
обстоятельства.
Синтаксический разбор двусоставного
предложения.
Обобщение и систематизация материала по
теме «Второстепенные члены предложения».
Повторение по теме «Второстепенные члены
предложения».
Контрольная работа по теме «Второстепенные
члены предложения».
Работа над ошибками. Р/Р «Характеристика
человека»
Односоставные предложения (10+1)
Главный член односоставного
предложения. Основные группы
односоставных предложений.
Назывные предложения
Определённо-личные предложения.
Неопределённо-личные предложения.
Р/Р Инструкция
Безличные предложения.
Р/Р Рассуждение
Понятие о неполных предложениях. Неполные
предложения в диалоге и в сложном
предложении
Синтаксический разбор односоставного
предложения.
Повторение по теме «Односоставные
предложения»
Контрольный диктант по теме
«Односоставные предложения»
Простое и осложненное
предложение (1 ч.)
Работа над ошибками. Понятие об
осложненном предложении.
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения (9+3)

1

1
1

1
2
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

49

11.01

50

15.01

5152
53

16.01
18.01
22.01

54

23.01

55

25.01

56

29.01

57

30.01

58

1.02

59

5.02

60

6.02

61
6263

8.02
12.02
13.02

64

15.02

65

19.02

6667
68

20.02
22.02
26.02

6970

27.02
29.02

71

4.03

7273

5.03
7.03

Понятие об однородных членах предложения.
Средства связи однородных членов
предложения
Однородные члены, связанные только
перечислительной интонацией, и пунктуация
при них.
Однородные и неоднородные определения.

1

Р/Р Изложение. Текст – сравнительная
характеристика (по упр. 263)
Однородные члены связанные
сочинительными союзами, и пунктуация при
них.
Обобщающие слова при однородных членах
предложения и знаки препинания при них.
Синтаксический разбор предложений с
однородными членами.
Пунктуационный разбор предложения с
однородными членами.
Обобщение изученного по теме «Однородные
члены предложения»
Контрольный диктант по теме «Однородные
члены предложения» .
Работа над ошибками. Р/Р Контрольное
сочинение-отзыв
по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»
(упр.281).
Обособленные члены предложения (14+4)
Понятие об обособлении.
Обособленные определения. Обособление
согласованных распространённых и
нераспространённых определений.
Выделительные знаки препинания при них.
Р.Р. Подготовка к контрольному сочинениюрассуждению на дискуссионную тему (упр
302)
Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение на
дискуссионную тему (упр 302)
Обособление согласованных приложений.
Выделительные знаки препинания при них.
Контрольная работа (тест) по теме
«Обособленные определения и приложения»
Работа над ошибками. Обособление
обстоятельств, выраженных деепричастными
оборотами и одиночными деепричастиями.
Выделительные знаки препинания при них.
Отсутствие или наличие запятой перед союзом
КАК. Сравнительный оборот
Обособленные обстоятельства. Обособленные
обстоятельства, выраженные
существительными с предлогами.

1

1

2

1

1
1
1
1
1
1

1
2

1

1
2
1
2

1
2

7475

11.03
12.03

76

14.03

77

18.03

78

19.03

7980

21.03
1.04

81

2.04

82

4.04

8384

8.04
9.04

8586

11.04
15.04

87
88
89

16.04
18.04
22.04

90
91

23.04
25.04

92

29.04

93

30.04

94

2.05

9596

6.05
7.05

Выделительные знаки препинания при них
Обособление уточняющих членов
предложения. Выделительные знаки
препинания при уточняющих членах
предложения.
Синтаксический разбор предложения с
обособленными членами. Пунктуационный
разбор предложения с обособленными членами
Систематизация и обобщение материала по
теме «Обособленные члены предложения».
Контрольный диктант по теме «Обособленные
члены предложения».
Слова, грамматически не связанные с
членами предложения.
Обращение (3+1)
Работа над ошибками. Обращение, его
функции и способы выражения.
Выделительные знаки препинания при
обращении.
Выделительные знаки препинания при
обращении. Употребление обращений
Р.Р. Эпистолярный жанр. Составление
делового письма (упр. 360)
Вводные и вставные конструкции (9+2)
Вводные конструкции (слова, словосочетания,
предложения). Группы вводных слов и
вводных сочетаний по значению
Выделительные знаки препинания при
вводных словах, вводных сочетаниях слов и
вводных предложениях
Р.Р. Подготовка к сжатому изложению
Р.Р. Контрольное сжатое изложение
Работа над ошибками. Вставные слова,
словосочетания и предложения
Междометия в предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор
предложений со словами, словосочетаниями и
предложениями, грамматически не
связанными с членами предложения.
Систематизация и обобщение изученного по
теме «Слова, грамматически не связанные с
членами предложения ».
Контрольная работа по теме «Слова,
грамматически не связанные с членами
предложения »
Чужая речь (6+2)
Работа над ошибками. Понятие о чужой речи.
Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь. Разделительные и
выделительные знаки препинания в

2

1

1
1

2

1
1

2

2

1
1
1
1
1

1

1

1
2

97
98
99
100

13.05
14.05
16.05
20.05

101
102

21.05
23.05

предложениях с прямой и косвенной речью.
Диалог.
Р.Р. Рассказ.
Цитата и знаки препинания при ней.
Синтаксический разбор и пунктуационный
разбор предложений с чужой речью.
Повторение по теме «Чужая речь».
Контрольный диктант по теме «Чужая речь»
Итоговый урок.

1
1
1
1

1
1


Наверх

Соглашение об использовании сайта

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34740) 2-57-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».