РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ
Что изучает география России.
Часть I. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА
Тема 1. Географическое положение России
Виды географическогоположенияРоссии.Уровни (масштабы) географического положения.
Особенности физико-географического,математико-географического, экономико-географического, транспортно-географического, геополитического, этнокультурного и эколого-географического положения.
Сравнение географическогоположения России идругих государств.
Тема 2.Границы и административно-территориальное устройство
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория.
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Часть II. ПРИРОДА
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезны ископаемые
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на
формирование рельефа.
Движение земной коры. Области современного горообразования,землетрясенийивулканизма.Современные рельефообразующие процессы и
опасные природные явления. Древнее и современное оледенения.
Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.
Человек и литосфера.Закономерности размещения месторожденийполезныхископаемых.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и
хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Тема 2.Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России. Влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость,
коэффициент увлажнения).

Сезонность климата.
ТипыклиматовРоссии.Синоптическая карта России. Комфортность(дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.Опасныеинеблагоприятныеклиматические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Тема 3.Внутренние воды и водные ресурсы
Разнообразие внутренних вод России. Реки. Главные речные системы,водоразделы,бассейны.Распределениерекпо бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Озера, их происхождение. Болота. Подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества
водных ресурсов.
Водообеспеченность страны.
Тема 4.Почва и почвенные ресурсы
Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатство. Факторы образование
почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв:
борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 5.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного
мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир
своего региона и своей местности.
Тема 6.Природное районирование
Формирование природных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и
глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и
изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов.
Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Часть III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Тема 7. Население России
Численность населенияРоссии в сравнении с другими государствами. Её резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия –многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Миграции населения в России. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков
на разных этапах развития страны.
Люди и труд.Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость,измененияструктурызанятостинаселения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества
его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Тема 8. Природные регионы России – Нижегородская область
Особенности географического положения, климат, особенности природы. Экологические проблемы. Население.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
4.
5.

Наименование разделов, тем
Географическое положение и формирование государственной территории России
Географическое положение России
История заселения, освоения и исследования территории России
Раздел 2. Природа России
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы
Климат и агроклиматические ресурсы
Внутренние воды и водные ресурсы
Почвы и почвенные ресурсы
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Природные различия на территории России
Раздел 3. Население России
Раздел 4. Природный фактор развития России
Раздел 5. Нижегородская область

Кол-во
часов
14
9
5
34
6
6
6
3
2
11
9
3
6
Всего:
68

Пр/р

Кр/р
3

2
1

2
1
1

9
1
1
2
1
1
3

4
1
1
1
–
–
1

3
–
–
15

1
–
–
7

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Карагаево
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
протокол № 1
от «30» августа 2023 года
Руководитель ШМО
__________________
Г.А.Утяганова

«Утверждаю»
директор
МОБУ СОШ с. Карагаево
__________________
Ахтямова Л.Н.
«30» августа 2023 года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по географии
Класс 8
Учитель Шарипов Наил Нугаманович
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 час
составленная по программе курса «география»
Летягин А.А. География: начальный курс: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Составители: Шарипов Н.Н., учитель биологии высшей квалификационной категории
Уровень обучения: (8 класс)
Количество часов: 8 класс 68 ч

Календарно-тематическое планирование. География России. 8 класс. 68 часов.
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Дата
план

Темы уроков
факт
Введение (1 ч)
Введение в курс «География России»
Географическое положение и формирование государственной территории РФ (13 ч)
Географическое положение России (9 ч)
Географическое положение и его виды
Размеры территории и природно-географическое положение России
Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России
Государственная территория России. Типы российских границ
Сухопутные и морские границы России
Различия во времени на территории России
Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации
Повторение и обобщение темы «Географическое положение России»
История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч)
Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв.
Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв.
Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв.
Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.
Природа России (35 ч)
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч)
Геологическая история
Развитие земной коры
Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры
Зависимость рельефа от внешних геологических процессов
Литосфера. Рельеф. Человек
Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»
Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч)
Условия формирования климата
Движение воздушных масс
Закономерности распределения тепла и влаги
Климатические пояса и типы климатов
Климат и человек
Обобщающее повторение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы»

Примечание

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч)
Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа
Зависимость речной сети от климата
Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды
Многолетняя мерзлота
Водные ресурсы. Воды и человек
Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы»
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)
Почва как особое природное образование
Главные типы почв и их размещение по территории России
Почвенные ресурсы. Почвы и человек
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч)
Растительный и животный мир
Биологические ресурсы
Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»
Природные различия на территории России (11 ч)
Природные комплексы
Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс
Северные безлесные природные зоны
Лесные зоны. Тайга
Смешанные и широколиственные леса
Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни
Высотная поясность
Моря как крупные природные комплексы
Природно-хозяйственные отличия российских морей
Особо охраняемые природные территории России
Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России»
Население России (10 ч)
Численность и воспроизводство населения России
Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни
Этнический и языковой состав населения России
Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий
Особенности урбанизации в России. Городское население
Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения
Миграции населения в России
Размещение населения России

58
59
60
61
62
63
6468

Занятость населения
Повторение и обобщение раздела «Население России»
Природный фактор в развитии России (4 ч)
Влияние природы на развитие общества
Природные ресурсы
Природно-ресурсный потенциал России
Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»
Республика Башкортостан
Всего: 68

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен…
…знать/понимать:
▪ основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
▪ географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
▪ различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
▪ специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
▪ природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
… уметь:
▪ выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
▪ находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
▪ приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
▪ составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и
форм ее представления;
▪ определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических
объектов;

▪

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

…использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
▪ ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
▪ учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
▪ наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
▪ решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
▪ проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оцениваются результаты предметные, метапредметные и личностные.Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе
решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в
конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки
(основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Количество отметок ставится по числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Текущие отметки ставятся по желанию, за тематические проверочные работы – обязательны. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка
ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями
по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
Оценивание производится по признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия. Это
достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки: «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалосьлибо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем
уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка: «5».
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).Итоговая оценка за
год – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контроль знаний – это компонент, который необходим для управления качеством образовательного процесса, направленный на усиление обратной
связи в обучении и представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов. Главной задачей оценки качества служит изучение состояния школьного географического образования с позиции усвоения учениками предметных знаний и умений, развития их познавательной самостоятельности. Проверка ориентирована на выявление успешности преподавания географии и внесение соответствующих корректив в учебный процесс.
В систему оценки качества знаний по географии входят:
▪ обычные вопросы и задания, сформулированные в традиционной форме и требующих от учащихся свободного ответа, позволяющие судить
не только о знаниях учащихся, но и их способности самостоятельно строить ответ, рассуждать на заданную тему;
▪ тесты, представляющие собой серию кратко и точно сформулированных вопросов и заданий, на которые учащиеся должны дать краткие и
точные ответы. Тесты составлены таким образом, что школьники, выполняя их, ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием правильного ответа или односложными ответами;
▪ задания, связанные с географической картой (анализ, сопоставление, поиск информации и т.п.);
▪ задания, связанные с анализом различных форм представления информации или, наоборот, представлением информации в определенной
форме (таблицы, схемы, диаграммы и т.д.);
▪ географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры или географических понятий).

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового,
группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их
сочетания:
▪ методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой
учащихся;
▪ методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр
▪ методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного
контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Устный ответ
Отметка «5» ставится, если ученик:
▪ показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
▪ умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ
конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на
основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
▪ последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать
на дополнительные вопросы учителя;
▪ самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
▪ самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного
недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;
▪ хорошее знание карты и использование её, верное решение географических задач.
Отметка «4» ставится, если ученик:
▪ показывает знания всего изученного программного материала;
▪ даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,
определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и
опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недо-

▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪

четов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры
устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
наличие неточностей в изложении географического материала;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
понимание основных географических взаимосвязей;
знание карты и умение ей пользоваться;
при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик:
▪ усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
▪ материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
▪ показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
▪ допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
▪ не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
▪ испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
▪ отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
▪ обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает
неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки;
▪ слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом,
масштабом и т.д.);
▪ скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
▪ знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
▪ только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка «2» ставится, если ученик:
▪ не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
▪ не делает выводов и обобщений;
▪ не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

▪ имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
▪ при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;
▪ имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляетсямотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ,предложение оценки.
Проверочная работа
Отметка «5» ставится, если ученик:
▪ выполнил работу без ошибок и недочётов.
▪ допустил не более одного недочёта.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
▪ не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;
▪ или не более двух недочётов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
▪ не более двух грубых ошибок;
▪ или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта;
▪ или не более двух-трех негрубых ошибок;
▪ или одной негрубой ошибки и трёх недочётов;
▪ или при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
▪ допустил число ошибок и недочётов превосходящее норму, при которой может быть выставленаотметка «3»;
▪ или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка «1» ставится, если ученик:
▪ не приступал к выполнению работы;
▪ правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение
пробелов.
Проверочныйтест
Тест, состоящий из 10 вопросов.Время выполнения работы: 10 – 15 мин.
Отметка «5»– 10 правильных ответов.
Отметка «4»– 7 – 9 правильных ответов.
Отметка «3»– 5 – 6 правильных ответов.
Отметка «2» – менее 5 правильных ответов.

Практическая и самостоятельная работы
Отметка «5»ставится, если:
▪ практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности;
▪ учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки;
▪ работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме;
▪ форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4» ставится, если:
▪ практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объёме и самостоятельно;
▪ допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка
пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.);
▪ использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников;
▪ работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;
▪ допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3» ставится, если:
▪ практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично»
данную работу учащихся;
▪ на выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома);
▪ учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2» ставится, если:
▪ учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы;
▪ полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;
▪ обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений;
▪ руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Работа на контурной карте
Отметка «5» ставится, если:
▪ контурная карта заполнена аккуратно и правильно;
▪ все географические объекты обозначены верно;
▪ контурная карта сдана на проверку своевременно.
Отметка «4» ставится, если:
▪ контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2 – 3 объектов.

Отметка «3» ставится, если:
▪ контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5»– правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение
логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4»– правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в
оформлении результатов.
Отметка «3»– правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2»– неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в
оформлении результатов.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ
Тема «Географическое положение России»
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Финляндия, Эстония,
Япония.
Моря:Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца – Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзи.
Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы:Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ (Большой Кавказ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы,
хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Нефтегазоносные бассейны:Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны:Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский (Воркута и Инта), Тунгусский
(Норильск), Южно-Якутский (Нерюнгри).
Буроугольные бассейны:Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское, Стойленское), Приангарье
(Коршуновское), Урал (Качканар).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан).
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск), Урал (Верхний Уфалей).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово), Южная Сибирь (Шерловая Гора).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск), юга Сибири (Салаир, Забайкалье)
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак), юг Западной Сибири (Бурла).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема «Климат и агроклиматические ресурсы России»
Города: Оймякон.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная
Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема «Растительность и животный мир. Биологические ресурсы»
Заповедники:Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.
Программой предусмотрено проведение 15 практических работ.
Пр.р. №1. Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России, на контурной карте.
Пр.р. №2. Решение задач на определение поясного времени.
Пр.р. №3. Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия России.
Пр.р. №4. Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых.
Пр.р. №5. Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны.
Пр.р. №6. Составление природно-хозяйственной характеристики реки.
Пр.р. №7. Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности.
Пр.р. №8. Составление характеристики одного из зональных типов почв.
Пр.р. №9. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.
Пр.р. №10. Составление сравнительной характеристики двух горных районов страны.
Пр.р. №11. Составление характеристики одного из морей России по типовому плану.

Пр.р. №12. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны.
Пр.р. №13. Определение и сравнение показателей естественного прироста населения.
Пр.р. №14. Определение крупных народов и особенностей их размещения по территории.
Пр.р. №15. Определение тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.
Перечень контрольных работ
Тема
Вид контроля
«Особенности географического положения Итоговый
России»
«История заселения, освоения и исследоТематический
вания территории России»

Примечания
Контрольная работа

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

Тематический

Тестовая работа

«Климат и агроклиматические ресурсы»

Тематический

Географический диктант

«Внутренние воды и водные ресурсы»
«Природные различия на территории России»
«Население России»

Тематический
Тематический

Тестовая работа
Контрольный срез

Итоговый

Контрольная работа

Контрольная работа


Наверх

Соглашение об использовании сайта

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34740) 2-57-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».