РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету информатика 11 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание:
• представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в
том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности
при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; готовность обучающихся противостоять
негативным социальным явлениям.
2.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
• ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение
достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области
информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества.

3.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей:
• формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия); готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
сети Интернет.

4.

Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):
• эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

5.

Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания):
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества; информационная культура, в том числе
навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий; готовность и способность к
образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.

6.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.

7.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

•

8.

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда,
трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности.

Экологическое воспитание:
• экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.

Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях
дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные
логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать
изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе
несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на
выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы
управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня
из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время
работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и
процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
– представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить
полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального
компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах
данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать
базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с
использованием возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических
средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;

– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и
процессов;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки
при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
– понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач
поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
– использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции
последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные
программы;
– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в
ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия
реальному объекту или процессу;
– применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе
учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами
и мобильными устройствами;
– понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ВВЕДЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении
данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах,
и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с
данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения
оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения
количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
АЛГОРИТМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и
структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке
программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования.
Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде
программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с
использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из
различных предметных областей. Примеры задач:
– алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных
чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или массива);
– алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
– алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа,
проверка числа на простоту и т.д.);
– алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный
поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива

в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых
алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти;
зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком.
Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности
(правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования
(виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ И СЕРВИСОВ

Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура
современных
компьютеров.
Персональный
компьютер.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных.
Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития
аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и
их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов,
облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы,
используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.
Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач
и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области
программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение
специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при
эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего
места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и
создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа.
Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка
литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.

Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или
графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием
различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и
т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных
работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в
задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных
объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и
выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление
о
системах
автоматизированного
проектирования.
Системы
автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы.
Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания.
Искусственный интеллект.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. РАБОТА В ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ

Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети
Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы.
Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени
(локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернетторговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой
этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема
подлинности
полученной
информации.
Информационная
культура.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность

Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС),
компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной
безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

К-во
часов

Тема

К-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности

11 класс
Использование
программных систем
и сервисов

6

Обработка
информации в
электронных
таблицах

6

Алгоритмы
и
элементы
программирования

11

Алгоритмы и
элементы
программирования

11

Аналитическая деятельность
Исследовать математические модели.
Практическая деятельность
Решать расчётные и оптимизационные задачи с помощью
электронных таблиц.
Использовать средства деловой графики для наглядного
представления данных.
Использовать сортировку и фильтры.
Аналитическая деятельность
Выделять этапы решения задачи на компьютере. Пояснять
сущность выделенных этапов.
Определять понятия «алгоритм» и «исполнитель
алгоритма».
Называть свойства алгоритма и пояснять на примерах их
сущность.
Выбирать способ записи алгоритма в зависимости от
решаемой задачи.
Пояснять понятия «вычислительный процесс»,
«сложность алгоритма» , «эффективность алгоритма».
Давать оценку сложности известных алгоритмов.
Приводить примеры эффективных алгоритмов.
Выяснять результат работы алгоритма для исполнителя
при заданных исходных данных и исходные данные для
известного результата.

5, 7

5, 7

Определять результат выполнения алгоритма по его блоксхеме.
Приводить примеры алгоритмов, содержащих
последовательные, ветвящиеся и циклические структуры.
Анализировать циклические алгоритмы для исполнителя.
Анализировать интерфейс интегрированной среды
разработки программ на выбранном языке
программирования.
Разбивать задачу на подзадачи.
Пояснять сущность рекурсивного алгоритма.
Находить рекурсивные объекты в окружающем мире.
Давать определение понятия «массив».
Приводить примеры одномерных, двумерных и
трёхмерных массивов.
Приводить примеры задач из повседневной жизни,
предполагающих использование массивов.
Осуществлять постановку задачи сортировки массивов.
Практическая деятельность
Управлять работой формального исполнителя с помощью
алгоритма.
Строить блок-схемы последовательных алгоритмов по
описанию.
Строить блок-схемы ветвящихся алгоритмов по описанию.
Строить блок-схемы циклических алгоритмов по
описанию.
Записывать алгоритмические конструкции на выбранном
языке программирования.
Записывать и отлаживать программы в интегрированной
среде разработки программ на выбранном языке
программирования.
Разрабатывать и осуществлять программную реализацию
алгоритмов решения типовых задач:

Математические
основы информатики

6

Информационное
моделирование

6

• нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух,
трёх, четырёх заданных чисел без использования массивов
и циклов, а также сумм (или произведений) элементов
конечной числовой последовательности (или массива);
• анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
• с использованием метода перебора (поиск НОД данного
натурального числа, проверка числа на простоту и т. д.);
• работы с элементами массива с однократным
просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и
удаление элементов в массиве, перестановка элементов
данного массива в обратном порядке, суммирование
элементов массива, проверка соответствия элементов
массива некоторому условию, нахождение второго по
величине наибольшего (или наименьшего) значения и др.
Проверять работоспособность программ с использованием
трассировочных таблиц.
Оформлять логически целостные или повторяющиеся
фрагменты программы в виде подпрограмм.
Программировать рекурсивные алгоритмы.
Определять значение рекурсивного алгоритма
Аналитическая деятельность
Определять понятия «модель», «моделирование».
Классифицировать модели по заданному основанию.
Приводить примеры моделей, встречающихся в
повседневной жизни.
Определять цель моделирования в конкретном случае.
Определять адекватность модели цели моделирования в
конкретном случае.
Приводить примеры использования графов, деревьев,
списков при описании
объектов и процессов окружающего мира.
Характеризовать игру как модель некоторой ситуации.

5, 7, 8

Информационнокоммуникационные
технологии. Работа в
информационном
пространстве

9

Сетевые
информационные
технологии

5

Приводить примеры жизненных ситуаций, моделью
которых может быть игра.
Давать определение выигрышной стратегии.
Исследовать математические модели.
Приводить примеры использования баз данных.
Характеризовать базу данных как модель предметной
области.
Практическая деятельность
Использовать графы, деревья, списки при описании
объектов и процессов окружающего мира.
Применять алгоритмы нахождения кратчайших путей
между вершинами ориентированного графа.
Проектировать многотабличную базу данных.
Осуществлять ввод и редактирования данных.
Осуществлять сортировку, поиск и выбор данных в
готовой базе данных.
Формировать запросы на поиск данных в среде системы
управления базами данных
Выявлять общее и различия в организации локальных и
глобальных компьютерных сетей.
Пояснять принципы построения компьютерных сетей.
Приводить примеры сетевых протоколов с определёнными
функциями.
Анализировать адреса в сети Интернет.
Характеризовать систему доменных имён.
Характеризовать структуру URL.
Характеризовать структуру веб-страницы.
Описывать взаимодействие веб-страницы с сервером.
Приводить примеры различных видов деятельности в сети
Интернет.
Практическая деятельность
Работать с электронной почтой.

3, 6, 7

Основы социальной
информатики

4

Настраивать браузер.
Работать с файловыми архивами.
Осуществлять поиск информации на заданную тему в
основных хранилищах информации.
Применять несколько способов проверки достоверности
информации, найденной в сети Интернет.
Разрабатывать веб-страницу на заданную тему.
Осуществлять публикацию готового материала в сети
Аналитическая деятельность
Описывать социально-экономические стадии развития
общества.
Характеризовать информационное общество, выделять его
основные черты.
Анализировать Декларацию принципов построения
информационного общества, раскрывать суть изложенных
в ней принципов.
Давать определения понятиям «информационный ресурс»,
«информационный продукт», «информационная услуга».
Приводить примеры государственных информационных
ресурсов.
Выявлять отличия информационных продуктов от
продуктов материальных.
Соотносить информационные ресурсы и услуги с
секторами информационного рынка.
Характеризовать информационно-образовательную среду
своей школы, описывая имеющееся техническое
оснащение, программное обеспечение и их использование
учителями и школьниками.
Выделять основные этапы развития информационного
общества в России.
Характеризовать возможности социальных сетей.
Формулировать правила поведения в социальных сетях.

1, 2

Резерв учебного
времени

2

Итоговое
повторение

2

Анализировать законодательную базу, касающуюся
информационных ресурсов.
Отвечать на конкретные вопросы, используя тексты
нормативных документов.
Соотносить виды лицензий на использование
программного обеспечения и порядок его использования и
распространения.
Характеризовать сущность понятий «информационная
безопасность», «защита информации».
Формулировать основные правила информационной
безопасности.
Участвовать в дискуссии по изучаемому материалу.
Практическая деятельность
Осуществлять подготовку сообщений и презентаций по
заданной теме.
Обобщение и систематизация изученного за год
содержания.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
ур

Дата
План Факт

1.
2.

02.09
09.09

3.

16.09

4.

23.09

5.

30.09

6.

07.10

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Обработка информации в электронных таблицах – 6 часов
Табличный процессор. Основные сведения
Аналитическая деятельность
Редактирование
и
форматирование
в Исследовать математические модели.
Практическая деятельность
табличном процессоре
Практическая работа «Некоторые приемы Решать расчётные и оптимизационные задачи с помощью
ввода, редактирования и форматирования в электронных таблиц.
Использовать средства деловой графики для наглядного
электронных таблицах»
представления данных.
Встроенные функции и их использование
Практическая работа «Математические, Использовать сортировку и фильтры.
статистические и логические функции.
Обработка большого массива данных»
Практическая работа «Финансовые функции»
Практическая работа «Текстовые функции»
Логические функции
Практическая работа «Математические,
статистические и логические функции.
Обработка большого массива данных»
Инструменты анализа данных
Практическая работа «Построение диаграмм
для иллюстрации статистических данных»
Практическая работа «Построение графиков
функций»
Практическая работа «Подбор параметра»
Обобщение и систематизация изученного
материала по теме «Обработка информации в

Примечание
§1
§2

§3 (1, 2,5)

§3(3, 4)

§4

§1–4

14.10

7.

21.10

8.

28.10

9.

11.11

10. 18.11

11. 25.11

12. 02.12

13. 09.12
14. 16.12

электронных таблицах» (урок-семинар или
проверочная работа)
Контрольная работа №1. Обработка
информации в электронных таблицах
Алгоритмы и элементы программирования – 9 часов
Основные сведения об алгоритмах
Аналитическая деятельность
Самостоятельная работа №1. Алгоритмы и Выделять этапы решения задачи на компьютере. Пояснять
сущность выделенных этапов.
исполнители
Определять понятия «алгоритм» и «исполнитель
Алгоритмические структуры
Самостоятельная работа №1. Алгоритмы и алгоритма».
Называть свойства алгоритма и пояснять на примерах их
исполнители
Запись
алгоритмов
на
языке сущность.
Выбирать способ записи алгоритма в зависимости от
программирования
Самостоятельная работа №2.
Запись решаемой задачи.
Пояснять понятия «вычислительный процесс», «сложность
алгоритмов на языке программирования
Анализ программ с помощью трассировочных алгоритма», «эффективность алгоритма».
Давать оценку сложности известных алгоритмов.
таблиц
Самостоятельная работа №3. Анализ Приводить примеры эффективных алгоритмов.
Выяснять результат работы алгоритма для исполнителя при
алгоритмов
заданных исходных данных и исходные данные для
Функциональный подход к анализу программ
Самостоятельная работа №3. Анализ известного результата.
Определять результат выполнения алгоритма по его блокалгоритмов
схеме.
Структурированные типы данных. Массивы
Самостоятельная работа №4. Способы Приводить примеры алгоритмов, содержащих
заполнения и типовые приемы обработки последовательные, ветвящиеся и циклические структуры.
Анализировать циклические алгоритмы для исполнителя.
одномерных массивов
Самостоятельная работа №5. Решение задач Анализировать интерфейс интегрированной среды
разработки программ на выбранном языке
по обработке одномерных массивов
программирования.
Структурное программирование
Разбивать задачу на подзадачи.
Рекурсивные алгоритмы
Пояснять сущность рекурсивного алгоритма.
Самостоятельная работа №6. Рекурсивные
Находить рекурсивные объекты в окружающем мире.
алгоритмы

§5
§6
§7(1, 2)

§7 (3)

§7 (4)
§8

§9 (1, 2)
§9 (3, 4)

15.

23.12

Обобщение и систематизация изученного
материала по теме «Алгоритмы и элементы
программирования» (урок-семинар или
проверочная работа)

Давать определение понятия «массив».
Приводить примеры одномерных, двумерных и
трёхмерных массивов.
Приводить примеры задач из повседневной жизни,
предполагающих использование массивов.
Осуществлять постановку задачи сортировки массивов.
Практическая деятельность
Управлять работой формального исполнителя с помощью
алгоритма.
Строить блок-схемы последовательных алгоритмов по
описанию.
Строить блок-схемы ветвящихся алгоритмов по описанию.
Строить блок-схемы циклических алгоритмов по
описанию.
Записывать алгоритмические конструкции на выбранном
языке программирования.
Записывать и отлаживать программы в интегрированной
среде разработки программ на выбранном языке
программирования.
Разрабатывать и осуществлять программную реализацию
алгоритмов решения типовых задач:
• нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух,
трёх, четырёх заданных чисел без использования массивов
и циклов, а также сумм (или произведений) элементов
конечной числовой последовательности (или массива);
• анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
• с использованием метода перебора (поиск НОД данного
натурального числа, проверка числа на простоту и т. д.);
• работы с элементами массива с однократным просмотром
массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление
элементов в массиве, перестановка элементов данного
массива в обратном порядке, суммирование элементов

§5–9

16. 30.12
17. 20.01
18. 27.01
19. 03.02
20. 10.02

21. 17.02
22. 24.02

23. 03.03

массива, проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по величине
наибольшего (или наименьшего) значения и др.
Проверять работоспособность программ с использованием
трассировочных таблиц.
Оформлять логически целостные или повторяющиеся
фрагменты программы в виде подпрограмм.
Программировать рекурсивные алгоритмы.
Определять значение рекурсивного алгоритма
Информационное моделирование – 8 часов
Модели и моделирование
Аналитическая деятельность
Определять понятия «модель», «моделирование».
Моделирование на графах
Классифицировать модели по заданному основанию.
Самостоятельная работа №7.Пути в графе
Приводить примеры моделей, встречающихся в
Знакомство с теорией игр
повседневной жизни.
Самостоятельная работа №8. Дерево игры
Определять цель моделирования в конкретном случае.
База данных как модель предметной области
Определять адекватность модели цели моделирования в
Реляционные базы данных
Самостоятельная работа №9. Информация в конкретном случае.
Приводить примеры использования графов, деревьев,
таблицах
списков при описании
Системы управления базами данных
объектов и процессов окружающего мира.
Проектирование и разработка базы данных
Практическая работа «Система управления Характеризовать игру как модель некоторой ситуации.
Приводить примеры жизненных ситуаций, моделью
базами данных»
Обобщение и систематизация изученного которых может быть игра.
материала
по
теме
«Информационное Давать определение выигрышной стратегии.
моделирование»
(урок-семинар
или Исследовать математические модели.
Приводить примеры использования баз данных.
проверочная работа)
Контрольная работа №2. Информационное Характеризовать базу данных как модель предметной
области.
моделирование»
Практическая деятельность
Использовать графы, деревья, списки при описании
объектов и процессов окружающего мира.

§10
§11.1
§11.2
§12 (1, 2, 3)
§12.4
§13
§13
§10–13

24. 10.03
25. 17.03

26. 24.03
27. 07.04

28.

14.04

Применять алгоритмы нахождения кратчайших путей
между вершинами ориентированного графа.
Проектировать многотабличную базу данных.
Осуществлять ввод и редактирования данных.
Осуществлять сортировку, поиск и выбор данных в готовой
базе данных.
Формировать запросы на поиск данных в среде системы
управления базами данных
Сетевые информационные технологии – 5 часов
Основы построения компьютерных сетей
Аналитическая деятельность
Выявлять общее и различия в организации локальных и
Как устроен Интернет
Самостоятельная работа №10. Основы глобальных компьютерных сетей.
Пояснять принципы построения компьютерных сетей.
построения компьютерных сетей
Приводить примеры сетевых протоколов с определёнными
Службы Интернета
функциями.
Практическая работа «Создание веб-сайта»
Интернет как глобальная информационная Анализировать адреса в сети Интернет.
Характеризовать систему доменных имён.
система
Самостоятельная работа №11. Поисковые Характеризовать структуру URL.
Характеризовать структуру веб-страницы.
запросы в сети Интернет
Описывать взаимодействие веб-страницы с сервером.
Обобщение и систематизация изученного
Приводить примеры различных видов деятельности в сети
материала по теме «Сетевые
информационные технологии» (урок-семинар Интернет.
Практическая деятельность
или проверочная работа)
Работать с электронной почтой.
Контрольная работа №3. Сетевые
Настраивать браузер.
информационные технологии
Работать с файловыми архивами.
Осуществлять поиск информации на заданную тему в
основных хранилищах информации.
Применять несколько способов проверки достоверности
информации, найденной в сети Интернет.
Разрабатывать веб-страницу на заданную тему.
Осуществлять публикацию готового материала в сети

§14.1–14.3
§14.4
§15
§16

§14–16

29. 21.04
30. 28.04
31. 02.02
32. 12.05

Основы социальной информатики – 4 часа
Информационное общество
Аналитическая деятельность
Описывать социально-экономические стадии развития
Информационное право
общества.
Информационная безопасность
Характеризовать информационное общество, выделять его
Обобщение и систематизация изученного
основные черты.
материала по теме «Основы социальной
Анализировать Декларацию принципов построения
информатики» (урок-семинар)
информационного общества, раскрывать суть изложенных
Тест по теме «Основы социальной
в ней принципов.
информатики»
Давать определения понятиям «информационный ресурс»,
«информационный продукт», «информационная услуга».
Приводить примеры государственных информационных
ресурсов.
Выявлять отличия информационных продуктов от
продуктов материальных.
Соотносить информационные ресурсы и услуги с
секторами информационного рынка.
Характеризовать информационно-образовательную среду
своей школы, описывая имеющееся техническое
оснащение, программное обеспечение и их использование
учителями и школьниками.
Выделять основные этапы развития информационного
общества в России.
Характеризовать возможности социальных сетей.
Формулировать правила поведения в социальных сетях.
Анализировать законодательную базу, касающуюся
информационных ресурсов.
Отвечать на конкретные вопросы, используя тексты
нормативных документов.
Соотносить виды лицензий на использование
программного обеспечения и порядок его использования и
распространения.

§17
§18.1–18.3
§18.4
§17–18

33.

19.05

Основные идеи и понятия курса

34.

26.05

Итоговая контрольная работа

Характеризовать сущность понятий «информационная
безопасность», «защита информации».
Формулировать основные правила информационной
безопасности.
Участвовать в дискуссии по изучаемому материалу.
Практическая деятельность
Осуществлять подготовку сообщений и презентаций по
заданной теме.
Итоговое повторение (2 ч)
Обобщение и систематизация изученного за год
содержания.

§1–18


Наверх

Соглашение об использовании сайта

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34740) 2-57-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».