РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 класс

Планируемые результаты.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего) образования
Результаты освоения курса химии.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии в
средней (полной) школе должна быть направлена на достижение следующих личностных
результатов:
 в ценностно-ориентационной сфере – воспитание чувства гордостиза российскую
химическую науку, гуманизма, целеустремленности;


в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;



в познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
химии являются:
 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;


использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;



умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;



умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели
и применять их на практике;



использование различных источников информации, понимание зависимости
содержания и формы представления информации от целей коммуникации и
адресата.

В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования
предоставляет ученику возможность на ступени среднего общего образования научиться:
в познавательной сфере:
 давать определения научным понятиям;


описывать демонстрационные и самостоятельно проводимые эксперименты,
используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;



описывать и различать изученные классы неорганических и органических
соединений, химические реакции;




классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;



делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных;



структурировать изученный материал;



интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;



описывать строение атомов элементов I-IV периодов с использованием электронных
конфигураций атомов;



моделировать строение простейших молекул неорганических и органических
веществ, кристаллов;
в ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
в трудовой сфере:
проводить химический эксперимент;
в сфере физической культуры:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.








Содержание курса химия 10 класс.
34 ч/год (1 ч/нед.)
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Раздел 1. Тема 1.Теоретические основы органической химии (3 ч)
Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений
А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический
ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура. Электронная природа химических
связей в органических соединениях. Классификация органических соединений.
Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул
органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных
растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ. примеры УВ в
разных агрегатных состояниях
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по
массе (объему) продуктов сгорания.
Раздел 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (12 ч)
Тема 2. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АЛКАНЫ) (3 ч)
Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и
химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.
Понятие о циклоалканах.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам,
раствору перманганата калия и бромной воде. Лабораторные опыты. Изготовление
моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных. Практическая работа. 1.
Определение качественного состава органических соединений.
Тема 3. НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (4 ч)
Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной
цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Химические свойства: реакции
окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов. Алкадиены. Строение.
Свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и
изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и
замещения. Применение. Демонстрации. Изготовление моделей молекул гомологов и
изомеров. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с
раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука
при нагревании и испытание продуктов разложения. Знакомство с образцами каучуков.
Практическая работа. 2. Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ) (2 ч)
Арены. Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства
бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими
классами углеводородов.
Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной
воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Тема 5. ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ (3 ч)
Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки
нефти. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 ч)
Тема 6. СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ (4 ч)
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная
связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение.
Физиологическое действие спиртов на организм человека. Многоатомные спирты.
Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Фенолы. Строение молекулы фенола.
Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность
фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая связь спиртов и фенола с
углеводородами.
Лабораторные опыты. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида
натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из
реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. АЛЬДЕГИДЫ, КЕТОНЫ, КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ (4 ч)
Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и
номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Ацетон
— представитель кетонов. Применение. Односоставные предельные карбоновые кислоты.
Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства
карбоновых кислот. Применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя
(этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II).
Демонстрации. Растворение в ацетоне различных органических веществ. Практическая
работа 3.«Свойства карбоновых кислот».
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от
теоретически возможного.
Тема 8. ЖИРЫ. УГЛЕВОДЫ (4 ч)
Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение. Моющие средства. Правила
безопасного обращения со средствами бытовой химии. Глюкоза. Строение молекулы.
Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение. Крахмал и целлюлоза —
представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и
химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера,
омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным
раствором оксида серебра(I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция.
Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами
природных и искусственных волокон.
Демонстрации. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение
инструкций по их составу и применению
Практическая работа. 4. Решение экспериментальных задач на получение и
распознавание органических веществ.
Раздел 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч)
Тема 9. АМИНЫ И АМИНОКИСЛОТЫ (2 ч)

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин.
Свойства, применение. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства.
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия
функциональных групп в растворах аминокислот.
ТЕМА 10. БЕЛКИ (2 ч)
Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства.
Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье
человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).
Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Образцы средств гигиены и косметики.
Раздел 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч)
Тема 11. СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ (3 ч)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях
полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные
смолы. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Демонстрации. Образцы пластмасс,
синтетических каучуков и синтетических волокон
Содержание курса химии 11 класс
34 ч/год (1 ч/нед.)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Закон сохранения
массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон
постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева на основе учения о строении атомов (4 ч)
Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по
орбиталям в атомах малых и больших периодов. Связь периодического закона и
периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и
длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и
искусственно полученных элементов. Валентность и валентные возможности атомов.
Демонстрации. ПСХЭ ДИМ, таблицы «Электронные оболочки атомов»
Тема 3. Строение вещества (4 ч)
Химическая связь. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь.
Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая
связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и
органических веществ. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины
многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических
кристаллических решеток. Образцы пищевых, косметических, биологических и
медицинских золей и гелей. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
Практическая работа 1. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 4. Химические реакции (7 ч)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Скорость
реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ и катализаторы. Обратимость
реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных
факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов:
кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз органических и неорганических веществ.
Демонстрации. Различные типы химических реакций, видеоопыты по органической
химии.
Лабораторные опыты. Зависимость скорости реакции от концентрации, температуры,
природы реагирующих веществ, Разложение пероксида водорода в присутствии
катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
Тема 5. Металлы (7 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы
получения металлов. Сплавы. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии
металлов. Способы защиты от коррозии. Обзор металлов главных подгрупп (А-групп)
периодической системы химических элементов. Обзор металлов побочных подгрупп (Бгрупп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, железо). Оксиды и
гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений, сплавы,
взаимодействие металлов с кислородом, кислотами, водой; доказательство амфотерности
алюминия и его гидроксида, образцы меди, железа, хрома, их соединений; взаимодействие
меди и железа с кислородом; взаимодействие меди и железа с кислотами (серная, соляная),
получение гидроксида меди, хрома, оксида меди; взаимодействие оксидов и гидроксидов
металлов с кислотами; доказательство амфотерности соединений хрома (III).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей
выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 6. Неметаллы (9 ч)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных
неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения
неметаллов. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Бытовая
химическая грамотность.
Демонстрации. Образцы неметаллов; модели кристаллических решеток, алмаза, графита,
получение аммиака и хлороводорода, растворение их в воде, доказательство кислотноосновных свойств этих веществ. Сжигание угля и серы в кислороде, определение
химических свойств продуктов сгорания, взаимодействие конц. серной, конц. и
разбавленной азотной кислот с медью, видеофильм «Химия вокруг нас».
Практикум. 1. Решение экспериментальных задач по неорганической химии;
2. решение экспериментальных задач по органической химии;
3. получение, собирание и распознавание газов.

Учебно-тематический план 11 класс
№
п/
п

Наименование разделов и тем

1.

Важнейшие химические понятия
и законы
Периодический закон и
периодическая система
химических элементов Д. И.
Менделеева на основе учения о
строении атомов
Строение вещества
Химические реакции
Металлы
Неметаллы
ИТОГО

2

Количес
Из них(количество часов)
тво часов
Контро Практич Проектные,
(всего)
льные
еские
тестовые,
работы работы
творческие,э
кскурсии
и
т.д.
3
4

4
7
7
9
34

1
1
1
2

2
3


Наверх

Соглашение об использовании сайта

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34740) 2-57-41

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».