Мировая художественная культура
Рабочие программы по МХК 11 классов (базовый уровень)
составлены на основе: •
Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.); •
Программы для общеобразовательных
учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова
Г.И. - М.: Дрофа, 2009. •
Учебников,
включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством
образования и науки Российской Федерации: -
11 класс - Данилова
Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . М.:
«Дрофа», 2013. На преподавание МХК в 11 классе отведено по 1 часу в
неделю, всего 34 часа в год. Рабочая программа
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт
распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ,
выполняемых учащимися. Общая характеристика учебного предмета Курс мировой художественной культуры систематизирует
знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении,
реализующего программы начального и основного общего образования на уроках
изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное
представление о мировой художественной культуре, логике её развития в
исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.
Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к
миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной
культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить
её потенциал, уникальность и значимость. |
Развивающий
потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с
мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются
разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в
ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный
выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор
сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия
(функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей
(функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного
эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими
элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане
программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного
мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на
принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На
примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты
целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура
рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность
по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Образовательные
цели и задачи курса: Изучение мировой художественной культуры на ступени
среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей: •
развитие чувств,
эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих
способностей; •
воспитание
художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой
культуры; •
освоение знаний о
стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных
особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и
зарубежной культуре; •
овладение умением
анализировать произведения искусства, оценивать их художественные
особенности, высказывать о них собственное суждение; •
изучение шедевров
мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи,
постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся
художников - творцов; •
формирование и
развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении,
понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической,
человеческой цивилизации; •
осознание роли и
места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического
развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших
произведениях мирового искусства; |
•
постижение системы
знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных
народов мира; •
освоение различных
этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной
культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое
значение; •
знакомство с
классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания
художественного образа во всех его видах. Воспитательные
цели задачи курса: •
помочь школьнику
выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями
искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и
духовно -ценностные ориентиры; •
способствовать
воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности
от подделок и суррогатов массовой культуры; •
подготовить
компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному
диалогу с произведением искусства; •
развитие
способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической
деятельности в конкретных видах искусства; •
создание оптимальных
условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями
искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе. Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая
художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования
являются: -
умение
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность; -
устанавливать
несложные реальные связи и зависимости; -
оценивать,
сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; -
осуществлять поиск и
критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе
и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); -
использовать
мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих
работ; -
владеть основными
формами публичных выступлений; -
понимать ценность
художественного образования как средства развития культуры личности; |
-
определять
собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; -
осознавать свою
культурную и национальную принадлежность. Результаты изучения курса «Мировая художественная
культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки
выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования
направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и
практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми
для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В результате освоения курса мировой и отечественной
художественной культуры формируются основы эстетических потребностей,
развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность
воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую
культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и
неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения
классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для
успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления
культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного
художественного творчества. |